Успенский собор в Перемышле: новые старые открытия
Наши надежды на грант Президентского фонда культурных инициатив не оправдались, но мы продолжаем работу над проектом консервации уникального Успенского собора XVII века в Перемышле Калужской области. Наш архитектор-реставратор Александр Борисович Желтиков «сводит воедино» все данные исследований 1960-90-х годов и актуализирует их. Параллельно мы ведем поиск средств.

Ну а пока – можем сообщить кое-что интересное. Александр Борисович Желтиков, участвовавший в обследовании храма в середине 1990-х вместе с Ю.П. Мосуновым, сообщает об открытии, которое они сделали тогда, но информация о котором просто исчезла из открытых источников.

***
Интереснейший памятник первой трети XVI века привлекал к себе внимание исследователей, как минимум, три раза за прошедшее столетие. В 1908 г. его обследовал М. Т. Преображенский, выполнив проект реконструкции с галереями, но в одноглавом варианте с четырёхскатной кровлей. В 1960 г. памятник обследован группой архитекторов ЦНРПМ под руководством Е. Н. Подъяпольской. По результатам работ был выполнен проект реставрации с восстановлением пятиглавия и позакомарного покрытия. Одновременно научно-методическим советом был вынесен единогласный вердикт о необходимости демонтажа позднейшей трапезной и восстановления галерей собора. Было отмечено, что галереи, поднимавшиеся на почти две трети высоты стен четверика, играли роль контрфорсов (или аркбутанов), уравновешивая распор сводов в верхней части здания. Их необдуманный слом в XIX веке и запустил механизм разрушения собора. К сожалению, из-за ряда наложившихся друг на друга негативных факторов, в 1972 г. собор (его древняя часть) обрушился. О памятнике забыли до рубежа 1980-90х гг., когда архитектор Ю. П. Мосунов выполнил проект его консервации по заказу Калужского областного комитета по культуре. Тогда же Юрием Петровичем были уточнены и проектные решения в части высот барабанов по найденной им схеме метрических соотношений частей здания.

В середине 1990-х мы с Ю.П. Мосуновым выезжали на объект с целью определить текущее состояние конструкций здания и принятия минимально возможных (в условиях полного отсутствия финансирования) мер по предотвращению его дальнейшего разрушения. Было установлено, что наружные стены, разделённые сквозными вертикальными трещинами на части, представляют собой дискретную структуру. Юго-западный угол при этом имел визуально заметный наклон наружу. Было принято решение: с помощью стального многожильного троса стянуть угол через окна верхнего света со смежными участками стен, что и было выполнено при техническом содействии местной городской администрации. Это крепление стоит и до сих пор.

В ходе повторного осмотра Успенского собора нами было выявлена ещё одна деталь, ускользнувшая от внимания во время предыдущих исследований памятника и не отражённая в Пояснительных записках к Проектам 1960 и 1990 гг. Во-первых, колокольня, построенная в конце XVIII века (когда галереи собора ещё существовали) не имеет лестничного всхода снизу на второй ярус. Обычно внутристенная лестница располагается внутри одного из пилонов, но в данном случае все пилоны кирпичные сплошные, без внутренних полостей. Во-вторых, в северном прясле западного фасада четверика XVI века, вместо оконного проёма располагается дверной проём, с сохранившимися коваными подставами в четверти. И, в третьих, отметки полов хоров четверика и второго яруса колокольни расположены почти в одном уровне. Совокупность этих фактов привела к гипотезе, что крыша западной галереи была открытым гульбищем, связанным переходом с площадкой второго яруса колокольни. Было также высказано предположение, что существующая колокольня сменила более ранний объём первоначальной звонницы, о которой, к сожалению, не сохранилось документальных сведений.

По результатам этого нашего открытия Юрием Петровичем Мосуновым была выпущена отдельная статья с реконструкцией первоначального вида памятника (со звонницей над рундучным западным крыльцом). В начале 2000-х этот материал был опубликован в Сети, но сейчас, увы, уже отсутствует.

В публикации использованы фото Владимира Рыбакова.
Больше новостей