Храмовый комплекс погоста Ликурга в Костромской области
Один из самых удивительных объектов нашего внимания на Костромской земле — храмовый комплекс погоста Ликурга Буйского района Костромской области.

В селе с красивым названием сохранился ансамбль первоклассной архитектуры, главное украшение которого – Троицкая церковь в стиле московского узорочья, один из лучших в провинции примеров этого нарядного стиля. По нашим предложениям Троицкий храм, трапезная и усыпальница в Ликурге вошли в госпрограмму консервации на 2023 год, а в 2022 году прошли консервационные работы на храме Архангела Михаила.

Троицкий храм давно удостоился ученого внимания, опубликованы многие сведения и хранившиеся в нем артефакты. На клейме внизу иконостаса была надпись, гласящая, что церковь построена «желанием и прошением» стольника Семена Васильевича Готовцева и освящена в 1685 году «мая в 20 день».

Готовцевы, потомки ордынского мурзы, присягнувшего в XV в. Василию Темному, были на виду у московских царей. Заказчик ликургской церкви, начав службу стряпчим, потом стал стольником и использовался для «разных посылок». В Крымском походе 1687 г. значился «завоеводчиком» (помощником воеводы), а в 1689 г. – судьёй Дворцового приказа.

В общем, московские люди принесли в свою костромскую вотчину московскую архитектуру. Троицкая церковь близка к эталонным памятникам придворного узорочья первых Романовых, царей Михаила и Алексея – пятиглавие вырастает из горки кокошников, кирпичный декор содержит многослойные карнизы и фигурные наличники, алтарь обрамляют симметричные одноглавые приделы. Первоначально шатровую колокольню в 1830-х гг. перестроили в классицизм и весьма недурно.

Второй храм, Архангела Михаила, был сооружен как теплый, видимо ближе к середине XVIII в. и сильно переделывался в 1865 г. Между церквями уцелел редчайший памятник – усыпальница Готовцевых с их захоронениями, одного времени с Троицкой церковью. Тогда же была выстроена и отдельная трапезная палата, позже – ограда с башенками и воротами. После закрытия весь ансамбль постепенно пришел в угрожающее состояние и требует скорейшей реставрации.

Редкое своеобразие церковному ансамблю Ликурги придает скромное одноэтажное строение, расположившееся между двух церквей. Это семейная усыпальница Готовцевых, владевших землями погоста в XVII – XVIII вв. Построена она была вслед за Троицкой церковью в 1690 г. Скупой кирпичный декор указывает на принадлежность тому же стилю московского узорочья. Таких мавзолеев в виде отдельной «палатки» от древнерусского периода почти не сохранилось, похожая усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре дошла в более позднем облике 1780-х гг.

Внутри, несмотря на разруху, до сих пор лежат несколько каменных надгробных плит с вырезанными эпитафиями на церковнославянском языке. Погребенный здесь храмоздатель, стольник Семен Готовцев, умерший в 1725 г. в 97-летнем возрасте, единственный был удостоен плиты, вделанной в стену напротив входа. Под одной из напольных плит в 1709 г. упокоился погибший в Полтавской битве его сын Александр, тоже стольник, числившийся сначала при царице Евдокии Лопухиной, а в 1700 г. взятый в службу Петром I.

Сейчас известно о 12 захоронениях, включая более ранние, перенесенные внутрь после постройки специального здания. Эпитафии упоминают «Димитрия Маркелова сына Готовцева, в иноце схимника Давида», умершего в 1624 г., «Аграфену Васильеву жену Димитрия Сергеевича Готовцева», умершую в 1650-м, некоего «Давида Урликова сына Готовцева», дата смерти которого стерлась. Есть загадочная плита «схимницы Евфимии Петровны», матери кого-то из Голенищевых-Кутузовых, представителя костромской ветви рода.

Снаружи, между усыпальницей и Троицким храмом сохранялась могила «Анны Ивановой дочери Готовцевой, жены капитана Герасима Яковлевича Кожевникова» 1729 г. Скорее всего, погребений Готовцевых и их родственников когда-то было намного больше, но не все могилы уцелели и не по всем погребенным есть достоверные сведения.

Троицкая церковь в Ликурге не просто примыкает к обширному кругу памятников московского узорочья, но конкретно ориентирована на пару знаменитых московских храмов, имевших общий архитектурный образец. Московский дворянин Семен Готовцев, бывший уже в летах (родился около 1628 г.) к началу возведения своего вотчинного храма, неплохо знал главные столичные церкви, возводившиеся на его глазах.

Можно предположить, что ему импонировали не новейшие образцы начала 1680-х гг., где уже проявил себя нарышкинский стиль, а постройки времен его молодости, пришедшейся на первую половину царствования Алексея Михайловича. Очевидно по его желанию, мастера в Ликурге воспроизвели немного упрощенную реплику церкви Николы в Пыжах в Замоскворечье, возводившейся в 1657-1672 гг. На старых фотографиях Ликургу нетрудно спутать с ее московским оригиналом, если бы не колокольня с колоннами и шпилем. До 1830-х ее колокольня имела «древний конус», т.е. шатер, как и подобает посадским храмам узорочья.

В остальном вся композиция повторена, включая силуэт, в котором пирамида кокошников и пятиглавие по высоте превосходят четверик под ними. Верхняя часть в Ликурге наиболее приближена к крупным и сочным московским формам, а вот в декоре есть упрощения, особенно в однотипности оконных наличников, тогда как московские примеры славились их разнообразием. Уменьшено количество полуколонок, они остались на углах, но исчезли в качестве междуоконных разделителей на фасадах.

Типология и детали (например, карнизы), роднят Ликургу и с московской церковью Георгия в Ендове, построенной раньше пыжовской, в 1653 г. Видимо, этот памятник следует рассматривать как мостик к общему для всех подобных храмов прототипу – церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. В ее архитектуре московское узорочье сразу получило всю нужную ему «библиотеку форм», которую потом многократно воспроизводило.

Вторая церковь в Ликурге была выстроена как зимняя и выглядит скромно. У нее одна глава, венчающая четверик, обстроенный просторной трапезной. В декоре московское узорочье в виде перспективного портала и карнизов «пилой» соседствует с типичными нарышкинскими наличниками «с разорванными фронтонами». Широкая паперть и вовсе решена как классическая аркада. Стилистическая полифония может говорить о затянувшейся строительной истории памятника. Старые источники говорят, что вторая церковь была возведена С.В. Готовцевым в 1685 г, одновременно с первой. Но исследователи склонны полагать, что тогда она могла быть заложена, а достроена ближе к середине XVIII в., когда Ликурга после замужества Евдокии Михайловны Готовцевой перешла в род Нарышкиных. В 1865 церковь капитально перестраивали, наверняка тогда и появилась пятиарочная паперть. В 1868 г. обновленный храм переосвятили, из Христорождественского он стал Михайло-Архангельским.

Мужем Е.М. Готовцевой стал генерал-поручик и камергер Петр Кириллович Нарышкин (1713-1770), сын троюродного брата царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Вероятно, при нем теплая церковь в Ликурге и была достроена. Семейство Нарышкиных владело землями погоста до 1861 г., барской усадьбы здесь не было. Владельцами Ликурги являлись известные герои русской истории.

Внуком П.К. Нарышкина был декабрист Михаил Михайлович Нарышкин (1798-1867), приговоренный к каторге на Петровском заводе, затем живший в Кургане и воевавший на Кавказе. В ссылку с ним поехала жена Елизавета, дочь генерала и героя 1812 года П.П. Коновницына.

Старшая сестра декабриста Маргарита (1780-1852) более известна по фамилии мужа как Тучкова. Это она будет искать погибшего мужа Александра на Бородинском поле, заложит там храм-мавзолей в его память, а потом оставит свет и уже как мать Мария займется строительством Спасо-Бородинского монастыря.

Троицкая церковь в Ликурге при всей связи с московским узорочьем имеет редкую деталь, в московской архитектуре не встречающуюся. Эта деталь известна на единичных памятниках. Даже если предположить, что ее имели какие-то утраченные и неизвестные нам церкви, все равно она являлась скорее исключением, чем правилом. Речь идет об угловых кокошниках, расположенных во втором ряду, под барабанами угловых глав.

В Ликурге плоскость этих кокошников не прямая, как было принято в московских храмах со времен Троицы в Никитниках или еще с годуновских, а выгнутая углом так, что на каждый фасад смотрит по четверти круга. У бывшей образцом для Ликурги церкви Николы в Пыжах на этом месте диагонально поставленные плоские кокошники.

Примечательно, что примеров такого решения угловых кокошников наперечет. Скорее всего, мы имеем дело с творческой переработкой провинциальными мастерами пришедшей из столицы формы кокошника. Географически ближе всего к Ликурге Никольская церковь в Солигаличе (1686-1688 гг.), бывшая летним храмом большого прихода. У нее загибались угловые кокошники нижнего ряда. В советское время вся верхняя часть оказалась разобрана, сохранился только четверик до карниза. Вряд ли Троицкая церковь в Ликурге могла повлиять на солигаличских мастеров, но полностью исключать этого не стоит, между храмами всего 60 км.

Вторым примером является Богоявленская церковь в Ярославле (1684-1693 гг.). Ее новаторская для ярославской школы горка кокошников имеет по углам не по одному, а по два выгнутых кокошника – большой во втором ряду и маленький под ним. Памятник представляет собой симбиоз местных и московских форм. Ну и третьим известным случаем стала церковь Спаса Всемилостивого в Белозерске, датируемая уже 1723 г. и, возможно, возведенная с оглядкой на ярославский опыт. Думается, что тема необычных угловых кокошников требует дальнейшего изучения.


Текст и фото – Андрей Чекмарев


Больше новостей