Колокольня Казанской церкви
Арпачёво, Торжокский район, Тверская область

Это одно из хрестоматийных произведений Н.А. Львова, можно сказать, визитная карточка зодчего, иллюстрирующая его склонность к авангардным для конца XVIII века архитектурным решениям. За необычным образом цилиндрической башни с круговым балконом на уровне звона принято видеть разные ассоциации, понятные Львову и его заказчикам, жившим в эпоху Просвещения. Здесь и тема маяка церкви, несущего свет истинной веры; и вполне конкретные архитектурные параллели с древнеримской колонной Траяна и даже с турецкими минаретами, окружившими в политически актуальном Стамбуле древнюю христианскую святыню – Софию Константинопольскую. Ее саму в тверской усадьбе «изображает» стоящая рядом Казанская церковь с пологим и как бы действительно «византийским» куполом. Эта особенность обычно указывает на связь с архитектурной программой «Греческого проекта» Екатерины II – галереей образов, отразивших через символы и ассоциации планы России по освобождению христианских народов от османского владычества. Львов, близкий к разработчику данной политической доктрины А.А. Безбородко, был одним из главных выразителей «Греческого проекта» в архитектуре.

В Арпачёве, которое в начале 1780-х гг. принадлежало двум дядям Львова Николаю и Петру и где находился семейный некрополь с могилой его отца, архитектор воплотил идеи, чрезвычайно важные для понимания политических и культурных процессов екатерининской эпохи. Арпачёвские храм и колокольня – своего рода архитектурная эмблема «Греческого проекта», наряду с Софийским собором в Царском Селе или знаменитой Камероновой галереей и термами при Екатерининском дворце.

Увы, ни важность темы, ни художественная оригинальность ее решения пока не способствуют сохранению этого памятника. Сама Казанская церковь, пережив десятилетия запустения, вновь действует и внешне уже приведена в порядок, правда и в ней требуется консервация росписей. А вот состояние колокольни остается угрожающим, у нее уже заметный крен в сторону и утраты некоторых важных архитектурных элементов. Разрушение колокольни приведет к потере заложенного автором смыслового и эстетического звучания всего ансамбля, основанного именно на взаимодействии двух контрастных по геометрии построек.

Репортаж телеканала «Культура» о колокольне-маяке и храме Казанской иконы Божьей матери


01-11. Фото 2010 г., А.В. Чекмарев.

12-13. Фото 2006 г., А.А. Ракитин

15. фотоснимок из Фотоальбома: "Торжок на фотографиях П. Ф. Добрынина", 1910

Картины Г. Робера с пейзажами на римскую тему.

Фото росписей в храме - Михаил и Галина, https://sobory.ru/