Мы продолжаем сбор на
консервацию флигеля в Пущине и готовимся к субботнику в ближайшие выходные, а пока рассказываем вам об интересном факте из истории усадьбы.
Цементные фигуры львов появились в Пущине в 1913-1917 гг. благодаря последнему владельцу имения Н.Т. Каштанову, затеявшему благоустройство парка и перестройку главного дома в стиле неоклассицизма. Эти скульптуры, установленные в парке рядом с лестницами – копии с декоративной композиции «Лев и змея» французского скульптора-анималиста XIX века Антуана Бари, яркого представителя романтизма.
Антуан Луи Бари родился в 1796 году в семье парижского ювелира, в процессе обучения в граверной мастерской он в совершенстве овладел тонкой обработкой материала. Как анималиста Бари привлекали хищные животные, в его композициях тигры борются с крокодилами, демонстрируя свою физическую мощь, а львы либо убивают змею, либо грызут лань. Такова и драматически напряженная композиция «Лев и змея» - одна из самых известных работ Бари, которая по своей трактовке сродни знаменитым изображениям львов Эжена Делакруа. Как скульптор-анималист Бари впервые заявил о себе на выставке в Парижском салоне в 1831 году, представив на суд жюри сцены яростных схваток экзотических зверей. Министр внутренних дел Франции приобрел у него гипсовую композицию «Лев, убивающий змею», а в 1836 г. бронзовая отливка этой скульптуры была установлена в саду Тюильри, в Париже. Впоследствии ее неоднократно копировали в различных материалах и размерах. В коллекции Эрмитажа, ГМИИ им.Пушкина также находятся оригинальные бронзовые скульптуры «Лев и змея» работы французского скульптора.
К сожалению, пущинские львы были разбиты вандалами во второй половине XX века. Нижние части скульптур сейчас находятся у западной стены дома, а остальные осколки сохранены волонтерами в самом доме.
На архивных фотографиях 1970-80 годов видны еще целые пущинские львы, а на цветных фотографиях их прообразы из сада Тюильри в Париже и ГМИИ и их современное состояние. На двух последних иллюстрациях – проекты реставрации усадьбы, где львы ее неизменный атрибут. Последняя иллюстрация – из выставочного проекта «Усадьба Пущино. Позавчера, вчера и завтра», автор А.Н. Аулов.