нормативное наименование: Благовещенская церковь с живописью, 1776 г.
адрес: Тверская обл., Бежецкий район, с. Княжево
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: бесхозяйный
пользователь: отсутствует
Село Княжево, где находится Благовещенская церковь, расположено неподалеку от Бежецка. Как и многие другие храмы Бежецкого края, он примечателен росписями удивительного качества и мастерства.
Церковь находится в остроаварийном состоянии и требует скорейшей консервации: ее кровля разрушается, из-за чего настенная живопись находится под угрозой. Фрагменты уже опавших росписей мы собираем в ходе наших экспедиций.
Первым шагом к разработке проекта консервации храма стало его лазерное сканирование, выполненное специалистами «Кода города». Для его проведения на стенах церкви и около них них была вырублена растительность. В дальнейшем планируется частичная замена стропильных конструкций трапезной, а также укрепление кровли трапезной и основного объёма храма.
Публикуем фрагменты из Свода памятников, посвященные церкви и ее росписям:
[Церковь] стоит на южной окраине села на кладбище. Существующий храм сооружен на средства прихожан вместо прежней деревянной Благовещенской церкви рядом со второй деревянной церковью Сергия Радонежского. Строительство было в основном завершено к 1776 г., когда в трапезной освятили придел Николая Чудотворца. Главный престол освятили, вероятно, до 1781 г. Между 1781 и 1803 гг. был пристроен придел Сергия Радонежского и сооружена колокольня, а в 1804 г. в трапезной был устроен еще один придел – пророка Ильи . В 1877 г. росписи в двух последних приделах поновлялись на средства прихожан крестьян Якова Ивановича Першина и Ивана Ниловича Серова бежецким(?) живописцем Александром Алексеевичем Бархатовым. В 1880-е – нач. 90-х гг. церковь подверглась сильной реконструкции. В 1881 г. первоначальный храм был обстроен с трех сторон с устройством двух приделов (Сергия Радонежского с юга и пророка Ильи с севера), при этом в южной и северной стенах четверика пробили крупные арки, а старую полукруглую апсиду разобрали. Проект был составлен архитектором К. К. Гельбигом, который также наблюдал за производившимися работами. Подряд на поставку кирпича со своего завода выполнил бежецкий купец Ревякин. Проект предполагал также сооружение новых трапезной и колокольни при сохранении первого яруса первоначальной колокольни. Однако существующие трапезная и колокольня вместо прежних возведены по другому проекту: первая в 1887 г., вторая в 1890-91 гг. По сравнению с проектом Гельбига, значительно увеличилось пространство трапезной за счет перемещения колокольни на несколько метров к западу, а наружное убранство новых объемов, особенно колокольни, приобрело более простые формы. За этими работами наблюдал епархиальный инж. В. И. Кузьмин. В трапезной разместились четыре придела: с севера Трех Святителей и Пантелеймона, с юга Казанский и Николая Чудотворца. В 1895-97 гг западнее церкви у дороги, проходящей через село, выстроена церковно-приходская школа, в здании которой расположились также дом причта, сторожка и амбар. <…>
В интерьере церкви сохранились клеевые росписи в духе академической живописи, выполненные в разное время, но преимущественно в кон. 19 в. В первоначальном объеме храма стенопись предположительно датируется сер. 19 в., но позднее она частично обновлялась. Живопись в приделах храма выполнена в 1883 г., а в трапезной и в алтаре храма – в 1893 г. живописцем краснохолмским мещанином Алексеем Емельяновичем Суворовым. Росписи отличаются сочетанием традиционной иконографии с композициями, написанными по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда, профессионализмом и свободой живописи, разнообразием орнаментальных мотивов, торжественным и насыщенным колоритом.
адрес: Тверская обл., Бежецкий район, с. Княжево
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: бесхозяйный
пользователь: отсутствует
Село Княжево, где находится Благовещенская церковь, расположено неподалеку от Бежецка. Как и многие другие храмы Бежецкого края, он примечателен росписями удивительного качества и мастерства.
Церковь находится в остроаварийном состоянии и требует скорейшей консервации: ее кровля разрушается, из-за чего настенная живопись находится под угрозой. Фрагменты уже опавших росписей мы собираем в ходе наших экспедиций.
Первым шагом к разработке проекта консервации храма стало его лазерное сканирование, выполненное специалистами «Кода города». Для его проведения на стенах церкви и около них них была вырублена растительность. В дальнейшем планируется частичная замена стропильных конструкций трапезной, а также укрепление кровли трапезной и основного объёма храма.
Публикуем фрагменты из Свода памятников, посвященные церкви и ее росписям:
[Церковь] стоит на южной окраине села на кладбище. Существующий храм сооружен на средства прихожан вместо прежней деревянной Благовещенской церкви рядом со второй деревянной церковью Сергия Радонежского. Строительство было в основном завершено к 1776 г., когда в трапезной освятили придел Николая Чудотворца. Главный престол освятили, вероятно, до 1781 г. Между 1781 и 1803 гг. был пристроен придел Сергия Радонежского и сооружена колокольня, а в 1804 г. в трапезной был устроен еще один придел – пророка Ильи . В 1877 г. росписи в двух последних приделах поновлялись на средства прихожан крестьян Якова Ивановича Першина и Ивана Ниловича Серова бежецким(?) живописцем Александром Алексеевичем Бархатовым. В 1880-е – нач. 90-х гг. церковь подверглась сильной реконструкции. В 1881 г. первоначальный храм был обстроен с трех сторон с устройством двух приделов (Сергия Радонежского с юга и пророка Ильи с севера), при этом в южной и северной стенах четверика пробили крупные арки, а старую полукруглую апсиду разобрали. Проект был составлен архитектором К. К. Гельбигом, который также наблюдал за производившимися работами. Подряд на поставку кирпича со своего завода выполнил бежецкий купец Ревякин. Проект предполагал также сооружение новых трапезной и колокольни при сохранении первого яруса первоначальной колокольни. Однако существующие трапезная и колокольня вместо прежних возведены по другому проекту: первая в 1887 г., вторая в 1890-91 гг. По сравнению с проектом Гельбига, значительно увеличилось пространство трапезной за счет перемещения колокольни на несколько метров к западу, а наружное убранство новых объемов, особенно колокольни, приобрело более простые формы. За этими работами наблюдал епархиальный инж. В. И. Кузьмин. В трапезной разместились четыре придела: с севера Трех Святителей и Пантелеймона, с юга Казанский и Николая Чудотворца. В 1895-97 гг западнее церкви у дороги, проходящей через село, выстроена церковно-приходская школа, в здании которой расположились также дом причта, сторожка и амбар. <…>
В интерьере церкви сохранились клеевые росписи в духе академической живописи, выполненные в разное время, но преимущественно в кон. 19 в. В первоначальном объеме храма стенопись предположительно датируется сер. 19 в., но позднее она частично обновлялась. Живопись в приделах храма выполнена в 1883 г., а в трапезной и в алтаре храма – в 1893 г. живописцем краснохолмским мещанином Алексеем Емельяновичем Суворовым. Росписи отличаются сочетанием традиционной иконографии с композициями, написанными по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда, профессионализмом и свободой живописи, разнообразием орнаментальных мотивов, торжественным и насыщенным колоритом.