нормативное наименование: Церковь Троицы (в составе усадьбы «Пятая Гора»)
адрес: Ленинградская область, Волосовский район, Калитинское сельское поселение, деревня Пятая Гора
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: утвержден (в составе усадьбы)
собственность: федеральная
пользователь: православный приход
адрес: Ленинградская область, Волосовский район, Калитинское сельское поселение, деревня Пятая Гора
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: утвержден (в составе усадьбы)
собственность: федеральная
пользователь: православный приход
Живописная руина Троицкой церкви в Пятой Горе под Гатчиной в Ленинградской области. В нынешнем виде она способна заменить собой подлинные римские развалины, настолько величественна и фактурна. Эта фактура, правда, ее и сгубила. Церковь была выстроена из рыхлого местного камня с нарушением технологии, что уже в 1890-е годы привело к ее закрытию из-за угрозы обрушения. В 1902 ее отремонтировали и вновь открыли. Действовала она до 1960-х, с тех пор последовательно разрушается.
По уровню замысла и стилю церковь принадлежит к ярким образцам петербургского классицизма. Возвела этот необычный овальный храм в 1827-1831 годах вдова сенатора Федора Максимовича Брискорна (1760-1824) Ольга Константиновна, слывшая за крутой характер местной «Салтычихой». Лютовала она больше на своей родине, в курском имении Прилепы, где держала суконную фабрику. В 1822 году замученные нечеловеческими условиями крестьяне подали императору жалобу, следствие вскрыло множество нарушений, и в результате фабрика была отобрана в государственное управление. В Петербурге же вдова Брискорн имела вполне приличную репутацию, владела домом на Галерной улице, в котором в 1831-1832 годах квартировал Пушкин со своей молодой женой Натальей.
Ольга Брискорн, заполучив у какого-то видного архитектора проект, построила по нему целых три одинаковых церкви. Одну в курском прилепском имении, вторую – в малороссийской усадьбе (сейчас ее территория затоплена Каховским водохранилищем) и третью – в Пятой Горе. Советские времена пережила только последняя, да и то весьма относительно, судя по состоянию.
У церкви найден проектный чертеж. Изображенный на нем овальный храм в деталях немного отличается от построенного, поэтому нет полной уверенности, что чертежи делались именно для усадебной церкви вдовы Брискорн. Но все главное совпадает – овальный план, колонные портики, соотношение основного объема и купольного верха. Даже колоннада, встроенная внутрь и державшая свод. Перед нами явно плоды деятельности одной архитектурной мастерской, предложившей оригинальную трактовку популярной ротондальной формы, вытянув ее по оси запад-восток.
У церкви найден проектный чертеж. Изображенный на нем овальный храм в деталях немного отличается от построенного, поэтому нет полной уверенности, что чертежи делались именно для усадебной церкви вдовы Брискорн. Но все главное совпадает – овальный план, колонные портики, соотношение основного объема и купольного верха. Даже колоннада, встроенная внутрь и державшая свод. Перед нами явно плоды деятельности одной архитектурной мастерской, предложившей оригинальную трактовку популярной ротондальной формы, вытянув ее по оси запад-восток.
Главная интрига, кто же был автором данного замысла. Комплект из трех чертежей, фасада, плана и разреза, хранится в Воронцовском дворце-музее в крымской Алупке. Вероятно он происходит из фамильного архива графов Воронцовых, где хранятся десятки архитектурных чертежей. Чертежи подписаны неким М.Н. Казаковым и расплывчато датированы концом XVIII – началом XIX веков. Мы не знаем архитектора Казакова с такими инициалами, совпадение его фамилии со знаменитой московской архитектурной семьей прокомментировать невозможно. Скорее всего, он был не автором проекта, а всего лишь исполнителем чертежей, копировавшим с чьего-то оригинала. Так же мы не знаем, по какими причинам проект оказался в собственности Воронцовых.
Проект дважды был опубликован исследовательницей творчества архитектора Николая Львова ныне уже покойной Аллой Никитиной. Сначала она, увидев только лист с разрезом, посчитала его проектом одной из ротонд Львова, но потом, ознакомившись с фасадом и планом, опровергла собственную атрибуцию, отведя его авторство. Как бы то ни было, речь идет о работе значительного мастера, представлявшего верхний слой столичного классицизма на рубеже XVIII – XIX веков. Возможно, дальнейшие поиски приведут к более точным результатам.
Храм и усадебно-парковый комплекс в Пятой Горе являются объектами культурного наследия регионального значения, однако находятся в собственности Российской Федерации. Это позволило нам заявить памятник в федеральную программу консервации на 2023 год, реализуемую Министерством культуры в соответствии с поручением Президента. Появилась надежда, что этот оригинальный памятник русского классицизма все же будет спасен.
Храм и усадебно-парковый комплекс в Пятой Горе являются объектами культурного наследия регионального значения, однако находятся в собственности Российской Федерации. Это позволило нам заявить памятник в федеральную программу консервации на 2023 год, реализуемую Министерством культуры в соответствии с поручением Президента. Появилась надежда, что этот оригинальный памятник русского классицизма все же будет спасен.
Текст Андрей Чекмарев. Фото А. Чекмарева, А. Слезкина, Валерии Долженко, Михаила Владимирова