нормативное наименование: Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь) 1800 г.
адрес: Тверская область, Краснохолмский муниципальный район, урочище Русское-Кошево (между деревнями Грудино и Горка).
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: бесхозяйный
пользователь: отсутствует
В урочище Русское-Кошево Тверской области находится церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот храм выделяется оригинальной иконографической программой росписей, выверенностью и особым изяществом орнаментальных рам и картушей, имитирующих лепнину и подчеркивающих связь живописи и архитектуры.
Церковь находится в остроаварийном состоянии уже много лет: ее росписи опадают, а своды трапезной частично рухнули. Вместе с реставраторами мы неоднократно собирали здесь фрагменты осыпавшейся живописи. Благодаря помощи наших партнеров и специалистов, удалось частично спасти от разрушения роспись с ликом Христа и подпереть аварийную конструкцию иконостаса. Фрагменты росписей были перевезены в Москву, в Дом Телешова, для сборки и реставрации.
Храм оказался бесхозяйным, поэтому включить его в госпрограмму консервации невозможно. Именно поэтому мы самостоятельно отремонтировали крышу основного объема, чтобы спасти уникальные росписи.
На данный момент устранены протечки крыши алтаря, установлены дополнительные стропила и заменены утраченные фрагменты крыши. Были восстановлены северо-восточный и юго-восточный углы крыши четверика по аналогии с уцелевшими частями. Убраны деревья, выросшие на скатах крыши восьмерика, а также сгнившие части крыши. Установлены временные конструкции, кровля покрыта профлистом. В месте примыкания трапезной и основного объема собрана временная кровля, которая защитит от намокания западную стену четверика.
Публикуем фрагменты из книги А. Л. Павловой «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке», посвященные церкви:
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери села Русское-Кошево расположен в 16 километрах южнее районного центра – Красного холма, чуть в стороне от главной дороги в город. Как хорошо видно по архитектуре, церковь имеет два строительных периода. Основной квадратный в плане объем с большой пятигранной апсидой возведен в 1800 г., а трапезная и колокольня пристроены во второй половине XIX в. Как и в архитектуре, в монументальной живописи хорошо видны два основных этапа: клеевые росписи в четверике и алтаре предположительно относятся ко второй четверти XIX в., а масляная роспись в трапезной – к началу ХХ в. <…>
Стилистику монументальной живописи предопределяет взаимосвязь росписей и архитектурных форм, поэтому начать рассмотрение стенописи целесообразно именно с архитектуры. В паспорте отмечено, что «объемная композиция храма относится к типу "восьмерик на четверике". Благодаря узким диагональным граням восьмерика общая композиция храма отличается приземистым характером. Храм увенчан глухим восьмигранным барабаном, чьи диагональные стороны, аналогично восьмерику, значительно уже основных граней». Основной объём выстроен «в формах переходных от барокко к раннему классицизму… Плоскости фасадов насыщены декоративными формами. Поверхность стены обработана горизонтальным рустом, на фоне которого отчетливо выступают основные элементы декора. Расположенные в ризалитах проемы оформлены рамочными наличниками, объединяющими окна первого и второго света в общую вертикальную композицию. Между окнами первого и второго света помещены накладные доски с профилированными сандриками, которые одновременно выполняют роль подоконных плит верхних проемов. Венчающий карниз четверика и апсиды многопрофилированный и обильно раскрепованный, обогащен двумя поясами "сухариков"...». При всём обилии декора, «проработанности» плоскости фасадов, роспись выглядит, как это всегда бывает в данном стилистическом направлении, значительно более роскошной. Её рисунок схож с богатой золочёной иконостасной барочной резьбой конца XVIII в. Живопись, выполненная позднее архитектуры, сохраняет в большей степени архаичные барочные формы. Можно предположить, что роспись запаздывает. Но любовь к барокко в монументальной живописи – это, скорее, не запаздывание, а перенесение и продолжение барочной традиции в более позднюю эпоху. Нечто подобное Н.Н. Исаева заметила относительно иконостасов. Повсеместную приверженность барокко, продолжавшуюся в оформлении иконостасов очень долго, можно объяснить сознательным предпочтением пышных барочных форм аскетизму классицизма.
Небольшие размеры храма не давали возможности уделить большое внимание орнаментальной части росписи. <…> Архаичная для XIX в. типология храма, – восьмерик на четверике – восходящая к допетровским временам, ставила сложные задачи перед художниками, придававшими интерьеру классицистический облик. Переход от четверика к восьмерику, осуществленный при помощи ступенчатых тромпов, усложнял построение средствами живописи ордерной структуры, в которую вписывались композиции. Возможно, что именно такая «несвобода», стесненность определёнными рамками архитектурных форм помогла показать высокий профессионализм и задала уровень художественного решения. <…>
В отношении иконографии убранство церкви стоит особняком: с одной стороны, в программе росписей сказались общие для эпохи и региона черты, а с другой, они проявились очень ярко, чего нет в других памятниках. Основная особенность состава композиций заключается в том, что главным и почти единственным в нем стало иллюстрирование молитв.
Фото: Марина Старыгина, Евгений Соседов, Иван Крылов
адрес: Тверская область, Краснохолмский муниципальный район, урочище Русское-Кошево (между деревнями Грудино и Горка).
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: бесхозяйный
пользователь: отсутствует
В урочище Русское-Кошево Тверской области находится церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот храм выделяется оригинальной иконографической программой росписей, выверенностью и особым изяществом орнаментальных рам и картушей, имитирующих лепнину и подчеркивающих связь живописи и архитектуры.
Церковь находится в остроаварийном состоянии уже много лет: ее росписи опадают, а своды трапезной частично рухнули. Вместе с реставраторами мы неоднократно собирали здесь фрагменты осыпавшейся живописи. Благодаря помощи наших партнеров и специалистов, удалось частично спасти от разрушения роспись с ликом Христа и подпереть аварийную конструкцию иконостаса. Фрагменты росписей были перевезены в Москву, в Дом Телешова, для сборки и реставрации.
Храм оказался бесхозяйным, поэтому включить его в госпрограмму консервации невозможно. Именно поэтому мы самостоятельно отремонтировали крышу основного объема, чтобы спасти уникальные росписи.
На данный момент устранены протечки крыши алтаря, установлены дополнительные стропила и заменены утраченные фрагменты крыши. Были восстановлены северо-восточный и юго-восточный углы крыши четверика по аналогии с уцелевшими частями. Убраны деревья, выросшие на скатах крыши восьмерика, а также сгнившие части крыши. Установлены временные конструкции, кровля покрыта профлистом. В месте примыкания трапезной и основного объема собрана временная кровля, которая защитит от намокания западную стену четверика.
Публикуем фрагменты из книги А. Л. Павловой «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке», посвященные церкви:
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери села Русское-Кошево расположен в 16 километрах южнее районного центра – Красного холма, чуть в стороне от главной дороги в город. Как хорошо видно по архитектуре, церковь имеет два строительных периода. Основной квадратный в плане объем с большой пятигранной апсидой возведен в 1800 г., а трапезная и колокольня пристроены во второй половине XIX в. Как и в архитектуре, в монументальной живописи хорошо видны два основных этапа: клеевые росписи в четверике и алтаре предположительно относятся ко второй четверти XIX в., а масляная роспись в трапезной – к началу ХХ в. <…>
Стилистику монументальной живописи предопределяет взаимосвязь росписей и архитектурных форм, поэтому начать рассмотрение стенописи целесообразно именно с архитектуры. В паспорте отмечено, что «объемная композиция храма относится к типу "восьмерик на четверике". Благодаря узким диагональным граням восьмерика общая композиция храма отличается приземистым характером. Храм увенчан глухим восьмигранным барабаном, чьи диагональные стороны, аналогично восьмерику, значительно уже основных граней». Основной объём выстроен «в формах переходных от барокко к раннему классицизму… Плоскости фасадов насыщены декоративными формами. Поверхность стены обработана горизонтальным рустом, на фоне которого отчетливо выступают основные элементы декора. Расположенные в ризалитах проемы оформлены рамочными наличниками, объединяющими окна первого и второго света в общую вертикальную композицию. Между окнами первого и второго света помещены накладные доски с профилированными сандриками, которые одновременно выполняют роль подоконных плит верхних проемов. Венчающий карниз четверика и апсиды многопрофилированный и обильно раскрепованный, обогащен двумя поясами "сухариков"...». При всём обилии декора, «проработанности» плоскости фасадов, роспись выглядит, как это всегда бывает в данном стилистическом направлении, значительно более роскошной. Её рисунок схож с богатой золочёной иконостасной барочной резьбой конца XVIII в. Живопись, выполненная позднее архитектуры, сохраняет в большей степени архаичные барочные формы. Можно предположить, что роспись запаздывает. Но любовь к барокко в монументальной живописи – это, скорее, не запаздывание, а перенесение и продолжение барочной традиции в более позднюю эпоху. Нечто подобное Н.Н. Исаева заметила относительно иконостасов. Повсеместную приверженность барокко, продолжавшуюся в оформлении иконостасов очень долго, можно объяснить сознательным предпочтением пышных барочных форм аскетизму классицизма.
Небольшие размеры храма не давали возможности уделить большое внимание орнаментальной части росписи. <…> Архаичная для XIX в. типология храма, – восьмерик на четверике – восходящая к допетровским временам, ставила сложные задачи перед художниками, придававшими интерьеру классицистический облик. Переход от четверика к восьмерику, осуществленный при помощи ступенчатых тромпов, усложнял построение средствами живописи ордерной структуры, в которую вписывались композиции. Возможно, что именно такая «несвобода», стесненность определёнными рамками архитектурных форм помогла показать высокий профессионализм и задала уровень художественного решения. <…>
В отношении иконографии убранство церкви стоит особняком: с одной стороны, в программе росписей сказались общие для эпохи и региона черты, а с другой, они проявились очень ярко, чего нет в других памятниках. Основная особенность состава композиций заключается в том, что главным и почти единственным в нем стало иллюстрирование молитв.
Фото: Марина Старыгина, Евгений Соседов, Иван Крылов