Объекты внимания

Вятское барокко. Ильинское. Ильинская церковь

нормативное наименование: Церковь Ильи Пророка, 1772 г.
адрес: Кировская область, Слободской район, село Ильинское
охранный статус: объект культурного наследия федерального значения
предмет охраны: информация отсутствует
собственность: информация отсутствует
пользователь: информация отсутствует
Один из ярких образцов вятского барокко, чья архитектурная ценность возрастает за счет реконструированной в начале ХХ в. оригинальной трапезной. Церковь в селе, ранее называвшемся Холуницким, была заложена в годы наивысшего расцвета стиля барокко на Вятке. Ее архитектура вобрала в себя все самые узнаваемые черты местной линии храмов, строившихся артелью Горынцевых и их многочисленными конкурентами. Композиционно, пропорционально и по набору декоративных элементов церковь очень близка к достоверным работам Горынцевых, однако не значится среди них. По некоторым данным, ее строила артель мастера И.Д. Коршунова, работавшего в Слободском. Кирпичный декор выполнен на высоком профессиональном уровне – тут и сложные формы наличников, и многослойные карнизы, и капители с «барашками», и многочисленные цветочные розетки.

Этот достойный пример вятского барокко со временем оброс поздними дополнениями, обогатившими его художественный образ и добавившими ему индивидуальности. В начале XIX века появилась стройная колокольня с полуколоннами в верхних ярусах, а в 1901 г. полностью заменили трапезную, соединив храм с колокольней протяженной трехнефной базиликой с повышенным центральным нефом. Это интересное и конструктивно смелое решение, тематически укладывающееся в рамки популярного тогда историзма, близко творчеству крупнейшего вятского архитектора рубежа XIX – ХХ в. И.А. Чарушина. Он по роду деятельности часто занимался реконструкцией церквей по всей губернии, предлагая заказчикам несколько типов теплых трапезных с боковыми приделами. Одним из его любимых был тип вытянутой базилики, освещенной рядами мелких арочных окон по верху центрального нефа. Достоинства этой архитектуры не столько в разработке фасадов, часто в духе времени довольно мелочной и сухой, а в световых эффектах внутреннего пространства и его подчеркнуто обобщенном монументальном характере. Так же и в Ильинской церкви, эффект грандиозности помещения достигнут за счет контраста крупных арочных очертаний свода и проемов с рядами мелких окон в основании свода.

Церковь была закрыта в 1930-х гг., уже много десятилетий она пустует и разрушается. От внутренней отделки ничего не осталось. Снята большая часть кровли, уже сгнила и развалилась обрешетка купольного покрытия над основным четвериком. Памятнику без срочных консервационных работ угрожает стремительная деградация.

Текст и фото: Андрей Чекмарев, 2006 и 2019.
Кировская