нормативное наименование: Усадьба Гронских, нач. ХХ в. (деревянный усадебный дом)
адрес: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, с. Ёгна
охранный статус: нет
предмет охраны: не утвержден
собственник: информация отсутствует
пользователь: информация отсутствует
На самом севере Тверской области, на пограничье с Волгодской, находится интересный памятник деревянной архитектуры и усадебной культуры начала начала XX века – усадьба Ёгна.
Деревянный усадебный дом в Ёгне, в архитектуре которого отразилось влияние северного модерна, отличается асимметричной композицией плана и живописной компоновкой масс при сдержанности наружного декора. Выразительный декоративный эффект создают украшенные фигурными ушками наличники и вогнутые обрезы дощатой обшивки подкровельных фронтонов, образующие аркатуру. Восточным фасадом здание обращено на липовый парк.
Дом стоит на окраине деревни и окружен обширным липовым и лиственничным парком, сохранившим следы регулярной планировки. В 1880-е гг. усадьбой владел председатель Весьегонской земской уездной управы горный инженер П.Е. Гронский, а сохранившийся дом был, вероятно, построен в 1908 году при его сыне, П.П. Гронском, профессоре права Санкт-Петербургского университета, члене Государственной думы.
Усадьба знаменита не только своим архитектурным своеобразием. Здесь несколько лет проводил летние месяцы, писал пейзажи, портреты, создавал иллюстрации к русским народным сказкам знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, останавливаясь в гостях у своего товарища по университету Павла Петровича Гронского. Художник посещал Ёгну и позднее. Именно здесь он впервые создает иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», получившие впоследствии название «билибинского стиля».
В советское время в усадьбе располагалась школа и столовая – они занимали четыре здания.
К сожалению, сейчас мало что говорит о былом благополучии Ёгны. Усадебный дом находится в руинированном состоянии: значительная часть его объемов недавно рухнула, оставшиеся находятся в критической стадии аварийности.
Усадьба является нашим объектом внимания. В 2016 году архитектор-реставратор АНО “Традиция” Ольга Зинина организовала выезд в Ёгну, в ходе которого провела обмеры и на их основании – подготовила проектное предложение по восстановительным работам.
С тех пор усадьба частично рухнула – уже такой мы ее застали во время нашей экспедиции в 2023 году. Также мы направили запросы в федеральные, региональные и муниципальные органы власти, из которых получили неутешительные ответы: усадьба не имеет охранного статуса, информацией по ее собственности никто не обладает и планов по ее сохранению ни у кого нет. На данный момент у нас нет ресурсов, чтобы организовать и провести работы на объекте, однако мы очень надеемся, что в свете грядущего 150-летнего юбилея со дня рождения Билибина власти или меценаты все-таки обратят внимание на памятник.
Состояние дома требует самых срочных мер для его спасения, иначе скоро от всей усадьбы сохранится лишь одно зеркало, которое хранят в расположенной рядом с усадьбой сельской библиотеке. Правда библиотека тоже находится в аварийном состоянии и под угрозой закрытия.
Публикуем отрывок из Свода памятников, посвященный усадьбе:
Редчайший пример деревянного усадебного дома, в архитектуре которого отразилось влияние северного модерна; отличается асимметричной композицией плана и живописной компоновкой масс при сдержанности наружного декора.
Общая композиция дома имеет форму, близкую Г-образной и вытянутую в направлении север-юг. Ядром ее служит двухэтажный объем, расположенный на поперечной оси композиции. Его верхний этаж можно рассматривать как мезонин относительно примыкающих с обеих сторон одноэтажных крыльев разной ширины. К более узкому (северному) крылу под прямым углом примыкает пятистенок с сенями, имевший, по-видимому, хозяйственное назначение (кухня?). Все объемы завершены крутыми двускатными кровлями, придающими дому выразительный силуэт. Поперечный объем и южное крыло отличаются по сравнению с северным крылом и хозяйственной пристройкой более нарядным обликом. Выступы верхних венцов на углах и перерубах постепенно удлиняются, образуя плавно изогнутые кронштейны, поддерживающие навес карниза. Между ними навес поддерживают дощатые кронштейны такой же формы. Входные проемы (посередине южного торца и на восточном фасаде) и широкие окна с лучковыми перемычками обрамлены профилированными наличниками с вогнутым нижним обрезом и щипцовым навершием. Наличники украшены фигурными ушками, а щипцы — скромным резным подзором. Поперечный объем, выступающий в виде ризалитов на продольных фасадах, выделяется трехчастными окнами первого этажа. Окна северного крыла и хозяйственной части прямоугольные, заключенные в простые профилированные наличники. Выразительный декоративный эффект создают вогнутые обрезы дощатой обшивки подкровельных фронтонов (за исключением северного торца), образующие своеобразную трехчастную аркатуру.
Внутренняя планировка, образованная капитальными стенами, полностью сохранила свою первоначальную структуру. Помещения первого этажа последовательно соединяются между собой проемами. В южном крыле три комнаты расположены по сторонам связанных между собой сеней-коридора с выходом на юг и сеней-холла с выходом на восток. Холл соединяется также с центральным помещением поперечного объема. Северное крыло занимают два помещения на всю его ширину и три небольших комнаты в торцовой части. В одном из первых установлена деревянная лестница на мезонин. В хозяйственной пристройке, отделенной сенями, - два помещения.
Стены внутри отесаны и первоначально, по-видимому, не имели никакого оформления (существующие обои — советского времени). В интерьере сохранились четыре кирпичные побеленные печи (одна из них диагональная, другая имела облицовку из белого кафеля), филенчатые двустворчатые двери, дощатые полы с фризом; потолки обшиты досками
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3. /Отв.ред. Г. Смирнов - М.: Индрик, 2013. – 752 с. : ил.
адрес: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, с. Ёгна
охранный статус: нет
предмет охраны: не утвержден
собственник: информация отсутствует
пользователь: информация отсутствует
На самом севере Тверской области, на пограничье с Волгодской, находится интересный памятник деревянной архитектуры и усадебной культуры начала начала XX века – усадьба Ёгна.
Деревянный усадебный дом в Ёгне, в архитектуре которого отразилось влияние северного модерна, отличается асимметричной композицией плана и живописной компоновкой масс при сдержанности наружного декора. Выразительный декоративный эффект создают украшенные фигурными ушками наличники и вогнутые обрезы дощатой обшивки подкровельных фронтонов, образующие аркатуру. Восточным фасадом здание обращено на липовый парк.
Дом стоит на окраине деревни и окружен обширным липовым и лиственничным парком, сохранившим следы регулярной планировки. В 1880-е гг. усадьбой владел председатель Весьегонской земской уездной управы горный инженер П.Е. Гронский, а сохранившийся дом был, вероятно, построен в 1908 году при его сыне, П.П. Гронском, профессоре права Санкт-Петербургского университета, члене Государственной думы.
Усадьба знаменита не только своим архитектурным своеобразием. Здесь несколько лет проводил летние месяцы, писал пейзажи, портреты, создавал иллюстрации к русским народным сказкам знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, останавливаясь в гостях у своего товарища по университету Павла Петровича Гронского. Художник посещал Ёгну и позднее. Именно здесь он впервые создает иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», получившие впоследствии название «билибинского стиля».
В советское время в усадьбе располагалась школа и столовая – они занимали четыре здания.
К сожалению, сейчас мало что говорит о былом благополучии Ёгны. Усадебный дом находится в руинированном состоянии: значительная часть его объемов недавно рухнула, оставшиеся находятся в критической стадии аварийности.
Усадьба является нашим объектом внимания. В 2016 году архитектор-реставратор АНО “Традиция” Ольга Зинина организовала выезд в Ёгну, в ходе которого провела обмеры и на их основании – подготовила проектное предложение по восстановительным работам.
С тех пор усадьба частично рухнула – уже такой мы ее застали во время нашей экспедиции в 2023 году. Также мы направили запросы в федеральные, региональные и муниципальные органы власти, из которых получили неутешительные ответы: усадьба не имеет охранного статуса, информацией по ее собственности никто не обладает и планов по ее сохранению ни у кого нет. На данный момент у нас нет ресурсов, чтобы организовать и провести работы на объекте, однако мы очень надеемся, что в свете грядущего 150-летнего юбилея со дня рождения Билибина власти или меценаты все-таки обратят внимание на памятник.
Состояние дома требует самых срочных мер для его спасения, иначе скоро от всей усадьбы сохранится лишь одно зеркало, которое хранят в расположенной рядом с усадьбой сельской библиотеке. Правда библиотека тоже находится в аварийном состоянии и под угрозой закрытия.
Публикуем отрывок из Свода памятников, посвященный усадьбе:
Редчайший пример деревянного усадебного дома, в архитектуре которого отразилось влияние северного модерна; отличается асимметричной композицией плана и живописной компоновкой масс при сдержанности наружного декора.
Общая композиция дома имеет форму, близкую Г-образной и вытянутую в направлении север-юг. Ядром ее служит двухэтажный объем, расположенный на поперечной оси композиции. Его верхний этаж можно рассматривать как мезонин относительно примыкающих с обеих сторон одноэтажных крыльев разной ширины. К более узкому (северному) крылу под прямым углом примыкает пятистенок с сенями, имевший, по-видимому, хозяйственное назначение (кухня?). Все объемы завершены крутыми двускатными кровлями, придающими дому выразительный силуэт. Поперечный объем и южное крыло отличаются по сравнению с северным крылом и хозяйственной пристройкой более нарядным обликом. Выступы верхних венцов на углах и перерубах постепенно удлиняются, образуя плавно изогнутые кронштейны, поддерживающие навес карниза. Между ними навес поддерживают дощатые кронштейны такой же формы. Входные проемы (посередине южного торца и на восточном фасаде) и широкие окна с лучковыми перемычками обрамлены профилированными наличниками с вогнутым нижним обрезом и щипцовым навершием. Наличники украшены фигурными ушками, а щипцы — скромным резным подзором. Поперечный объем, выступающий в виде ризалитов на продольных фасадах, выделяется трехчастными окнами первого этажа. Окна северного крыла и хозяйственной части прямоугольные, заключенные в простые профилированные наличники. Выразительный декоративный эффект создают вогнутые обрезы дощатой обшивки подкровельных фронтонов (за исключением северного торца), образующие своеобразную трехчастную аркатуру.
Внутренняя планировка, образованная капитальными стенами, полностью сохранила свою первоначальную структуру. Помещения первого этажа последовательно соединяются между собой проемами. В южном крыле три комнаты расположены по сторонам связанных между собой сеней-коридора с выходом на юг и сеней-холла с выходом на восток. Холл соединяется также с центральным помещением поперечного объема. Северное крыло занимают два помещения на всю его ширину и три небольших комнаты в торцовой части. В одном из первых установлена деревянная лестница на мезонин. В хозяйственной пристройке, отделенной сенями, - два помещения.
Стены внутри отесаны и первоначально, по-видимому, не имели никакого оформления (существующие обои — советского времени). В интерьере сохранились четыре кирпичные побеленные печи (одна из них диагональная, другая имела облицовку из белого кафеля), филенчатые двустворчатые двери, дощатые полы с фризом; потолки обшиты досками
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3. /Отв.ред. Г. Смирнов - М.: Индрик, 2013. – 752 с. : ил.