нормативное наименование: Церковь Спаса Нерукотворного, 1758 г., 1-я треть XIX в. адрес: Костромская область, Галичский район, село Готовцево охранный статус: объект культурного наследия федерального значения предмет охраны: не утвержден собственность: федеральная пользователь: отсутствует состояние: в 2023 году законсервирован по госпрограмме
Проезжая очередную руину среди дремучих лесов на севере Костромской области – меньше всего ожидаешь увидеть тончайшую лепнину и барочный интерьер уровня петербургских памятников, однако, если немного свернуть с трассы на Галич, вас ожидает удивительная встреча.
Спасская церковь — культовое сооружение в стиле раннего барокко, представляющее собой восьмерик на двухсветном четверике, завершенный высоким восьмидольным куполом с четырьмя люкарнами и главой на граненом световом барабане. В отделке интерьера использована раскрашенная лепнина растительного и орнаментального характера, в простенках между окнами восьмерика помещены фигуры апостолов, в тромпах – евангелисты, в конхе апсиды в круглых медальонах — избранные святые.
Колокольня выстроена в стиле зрелого классицизма. Уникальной особенностью архитектурного декора здания являлись белокаменные скульптуры апостолов, поставленные на углах ярусов колокольни. По воспоминаниям старожилов, их было двенадцать, к настоящему времени сохранились остатки лишь одной статуи во втором ярусе.
По предложению нашего проекта Спасский храм включен в программу Минкультуры России по консервации аварийных объектов на 2023 год
Публикуем материал о храмовом комплексе из Свода памятников архитектуры и монументального искусства России.
Пример культового комплекса, состоящего из церкви и отдельно стоящей колокольни, архитектура которых выдержана в различных стилистических формах — раннего барокко и зрелого классицизма. Расположен на кладбище, на возвышенной западной окраине села — старинной вотчины дворян Готовцевых. В 1658 г. Данила Васильевич Готовцев построил здесь деревянную Преображенскую церковь, а в 1758 г. его правнук Кондратий Федорович возвел вместо нее существующий кирпичный храм Спаса Нерукотворного. В 1880-х гг. село перешло к новым владельцам, Чалеевым и Арыковым, которым оно принадлежало до 1918 г. Церковь, очевидно, должна была иметь на западном фасаде колокольню, однако ее строительство по неизвестным причинам было ограничено лишь сооружением нижнего яруса, использовавшегося впоследствии как паперть. В 1-й трети XIX в. в четырнадцати метрах к западу от храма была выстроена кирпичная колокольня. Территория кладбища, расположенного западнее комплекса, во 2-й пол. XIX в. была обнесена кирпичной оградой, от которой на южной его границе сохранились полуразрушенные кирпичные ворота. Усадьба Готовцевых, располагавшаяся к северу от храмового комплекса, полностью утрачена. Прослеживается местоположение главного дома, служебных и хозяйственных построек, от парка сохранились единичные старовозрастные насаждения.
Церковь — несколько запоздалый для своего времени пример культового сооружения в стиле раннего барокко. На стенах снаружи сохранились остатки штукатурки и побелки. Здание обладает симметричной осевой композицией, в которой доминирует по-барочному массивный, монументальный храм, представляющий собой восьмерик на двухсветном четверике, завершенный высоким восьмидольным куполом с четырьмя люкарнами и главой на граненом световом барабане. С востока к храму примыкает более низкая и узкая скругленная в плане апсида, с запада — небольшая, равная ему по ширине квадратная трапезная и паперть (нижний ярус недостроенной колокольни), воспринимающиеся как единый сильно вытянутый объем. Трапезная и паперть покрыты общей двухскатной крышей с двумя главками, соответствовавшими двум приделам (Николая Чудотворца и Георгия Великомученика), и кирпичным фронтоном на западном фасаде.
Для барокко характерна развитая профилировка карнизов, проходящих по верху стен всех объемов, а также обработка углов рустованными пилястрами. На боковых фасадах четверика храма окна — высокие в первом свете и более низкие во втором — размещены на трех осях; в центрах расположены дверные проемы. Все окна церкви с лучковыми перемычками имеют массивные обрамления с ушами, профилированными щипцовыми навершиями, замковыми камнями и фигурными подоконными фартуками. Обрамления арочных входов на боковых фасадах храма выделены навершиями более заостренной формы. Расположенные в перекрытии храма по сторонам света люкарны, обогащающие силуэт его завершения, имеют обрамления с волютами по сторонам. Граненый барабан главы прорезан узкими арочными окнами с лепными головками херувимов в перемычках. Фронтон на западном фасаде паперти украшен массивными тумбами, в тимпане сделано круглое чердачное окно.
Восьмерик храма перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом со световым барабаном главы в шелыге. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи тромпов. На западной стене существовали деревянные хоры. Апсида, объединяющаяся с храмом тремя арочными проходами, перекрыта конхой, трапезная и паперть — лотковыми сводами. Восточная и западная стены паперти имеют значительную толщину, рассчитанную на большую нагрузку. В восточной стене три арочных проема, выходящие в трапезную, оформлены кирпичной аркадой на полуколонках; в толще кладки западной стены устроены две лестницы, ведущие на чердак.
В отделке интерьера храма и апсиды широко использована раскрашенная барочная лепнина растительного и орнаментального характера. Клеевая живопись, сохранившаяся фрагментарно, по-видимому, была поновлена во 2-й пол. XIX в. В простенках между окнами восьмерика храма помещены фигуры Апостолов, в тромпах написаны Евангелисты, в конхе апсиды в круглых медальонах — избранные Святые.
Колокольня выстроена в стиле зрелого классицизма. Четыре ее четверика, уменьшающиеся по объему кверху, создают выразительный динамичный силуэт сооружения, являющегося заметным ориентиром при подъезде к селу. Три нижних яруса колокольни, прорезанные высокими арочными проемами, украшены колонными портиками тосканского ордера, завершенными на первом и втором ярусах треугольными фронтонами. Четверик верхнего яруса-резонатора со срезанными углами и небольшими полукруглыми проемами перекрыт сомкнутым сводом с люкарнами, на который поставлен граненый барабан, увенчанный высоким металлическим шпилем. На двух нижних ярусах углы закреплены рустованными пилястрами, арочные проемы имеют рустованные обрамления с замковыми камнями. Уникальной особенностью архитектурного декора здания являлись белокаменные скульптуры апостолов, поставленные на углах ярусов колокольни. По воспоминаниям старожилов их было двенадцать, к настоящему времени сохранились остатки лишь одной статуи во втором ярусе.
Сквозной проезд в нижнем ярусе колокольни, ориентированный по оси север-юг, перекрыт коробовым сводом с распалубкой. В толще кладки западной стены нижнего яруса находится небольшое помещение для деревянной маршевой лестницы.
Лит.: Беляев, 1863, с. 94; ИАК, 1909, с. 167; Баженов, 1911, с. 88; Белоруков, 2000, с. 83.
Современное состояние
Несмотря на нецелевое использование здания в советские годы и последующее запустение, в интерьере храма сохранилась барочная лепнина растительного и орнаментального характера, а также фрагментарно сохранилась клеевая живопись.
По нашим предложениям храм включен в программу Минкультуры России по консервации аварийных объектов на 2023 год. Осенью и зимой 2023 года мы проводили мониторинг исполнения госпрограммы. Обследование показало, что в храме установлена новая стропильная система и кровля абсиды поверх исторической, построена новая крыша трапезной взамен исторической, окрыта крыша четверика и каменные наличники-карнизы, закрыты дверные и оконные проемы. Крыша и барабан восьмерика закрыты новой шатровой конструкцией, предотвращающей попадание осадков, однако искажающей архитектурный облик храма. Подрядчик - ООО “Регионинвестстрой” - выполнил работы качественно.
Принятые меры по консервации позволят остановить разрушение памятника в обозримом будущем. Однако процесс осыпания лепнины и живописи в интерьерах продолжится - и потребует принятия специальных мер.
Также необходимо проведение противоаварийных работ на колокольне.