нормативное наименование: Усадьба П.Ф. Севрюгова (Ансамбль,1-я треть XIX в., 1905 г.)
адрес: Ивановская область, город Кинешма, ул. Социалистическая, д. 54а
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: Городской округ Кинешма
пользователь: отсутствует
адрес: Ивановская область, город Кинешма, ул. Социалистическая, д. 54а
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: Городской округ Кинешма
пользователь: отсутствует
Загородная резиденция крупного фабриканта-промышленника П.Ф. Севрюгова стоит на живописном мысе, над небольшой волжской бухтой, окруженная соснами и лиственницами. Это пример загородной дачи с парком, в архитектуре которой сочетаются формы неоклассицизма и модерна.
Двухэтажный особняк с подвалом и высоким цоколем выстроен из кирпича и оштукатурен. Он имеет сложную асимметричную объемно-планировочную композицию. Северо-восточным фасадом особняк вытянут вдоль реки, к берегу которой ведет широкая мраморная лестница в несколько спусков с балюстрадой. Над частью дома во втором этаже устроена обширная открытая веранда. Восточный ризалит главного фасада имеет сплошное угловое остекление.
B интерьере сохранилась великолепная отделка, включающая декоративные мотивы неоклассицизма и модерна. Гостиная украшена фризом с волнообразным растительным орнаментом, тисненым по штукатурке, и лепным карнизом с кронштейнами и розетками.
В советское время в особняке находился дом отдыха, фабричный клуб. Однако начиная с 1990-х годов дача оказалась заброшена. На данный момент резиденция находится в запустении. Разрушена мраморная лестница, веранда и спуск к Волге. Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия сообщил нам, что в 2016 году для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте была разработана проектная документация. Исполнителем значится АНО «Национальный реставрационный центр» (г. Москва). Согласно информации, предоставленной заместителем главы администрации городского округа Кинешмы, консервационные и иные работы на памятнике не планируется, объект включен в прогнозный план приватизации. По данным, предоставленным Комитетом Ивановской области по госохране объектов культурного наследия, в 2020 году администрации Кинешмы было выдано предписание о принятии мер по сохранению памятника, которое не выполняется. Комитет добился судебного решения об исполнении предписания, но решение суда о необходимости проведения работ на памятнике также не исполняется
Публикуем отрывок из Свода памятников, посвященный усадьбе:
Расположена на северо-западной окраине города, на территории бывш. д. Вандышки на берегу Волги. Загородная резиденция крупного фабриканта- промышленника, владельца "Бумагопрядильной и ткацкой фабрики наследников П.Ф. Севрюгова" (ныне текстильная фабрика № 2), сооружена в 1905 г. западнее территории предприятия. Особняк стоит на возвышенной террасе живописного мыса, над небольшой бухтой, в северной части обширного пейзажного парка, заросшего соснами и лиственницами. В нескольких десятках метров к западу от дома находится маленькая кирпичная хозяйственная постройка (погреб). Главным продольным северо-восточным фасадом особняк вытянут вдоль реки, к берегу которой ведет широкая мраморная лестница в несколько спусков с балюстрадой. На этой же центральной оси расположена гранитная лестница-спуск, врезанная в склон у берега и ведущая к кромке воды, где была лодочная пристань. Вдоль берега Волги и бухты тянется набережная, гранитная, с высокой подпорной стенкой и тонкой металлической парапетной решеткой между тумбами. У пристани сохранилась часть лиственничной аллеи, ведущей к дому.
Интересный пример богатой загородной дачи с парком, в архитектуре которой сочетаются формы неоклассицизма и модерна.
Двухэтажный особняк с подвалом и высоким цоколем, перекрытый плоской кровлей, выстроен из кирпича и оштукатурен. Он имеет сложную асимметричную объемно-планировочную композицию. На флангах главного, обращенного к Bолге, фасада расположены два ризалита (восточный трехэтажный), между ними – глубокая лоджия. В первом этаже к ней примыкает открытая полуротонда с восемью каннелированными колоннами тосканского ордера и огибающими ее лестницами, ведущими на балюстрады, расположенные в нескольких уровнях. В центре торцового северо-западного фасада выдвинут вперед полукруглый лестничный объём, завершенный круглой башней люкарнами и граненым шатром. Главный вход расположен в середине юго-западного фасада, co стороны парка. По сторонам от него, на флангах – небольшие выступы в две оси окон. Над частью дома во втором этаже устроена обширная открытая веранда; третий этаж: восточного ризалита главного фасада имеет сплошное угловое остекление. Высокие прямоугольные окна здания снабжены сильно вынесенными навесами на массивных кронштейнах. Поэтажное членение подчеркнуто узкими подоконными полочками. Bсe части дома завершает нависающая карнизная плита, над ней, на кровле поставлена высокая аттиковая стенка-парапет.
B интерьере сохранилась великолепная отделка, включающая декоративные мотивы неоклассицизма и модерна. В первом этаже находятся парадные комнаты. Из вестибюля, расположенного на поперечной оси дома, двупольные двери ведут в зал-гостиную, вытянутую вдоль главного фасада. Высоким проемом с двумя колоннами по сторонам она разделена на неравные части – в два и три окна, выходящих в лоджию. B некоторых межоконных простенках сохранились зеркала в рамах красного дерева (живописный плафон "Охотничьи сцены” утр). Гостиная украшена также фризом с волнообразным растительным орнаментом, тисненым по штукатурке, и лепным карнизом с кронштейнами и розетками.
Малая гостиная размещена справа от вестибюля и связана парадной дверью с меньшей частью зала. Она отделана дубовыми филенчатыми панелями, двери обрамлены деревянными порталами. На панелях сохранились вставки из листовой латуни; в верхней части дверей – чеканные накладки со стилизованными изображениями мужской и женской голов. По верху стен проходит широкий фриз с тисненными по штукатурке растительными мотивами, над ним – лепной карниз. Такую же отделку имеет и небольшая анфилада перед кабинетом, и сам кабинет: здесь дубовые панели дополнены в углах овальными медальонами, в в торцах комнаты и по углам расположены встроенные книжные шкафы.
Второй этаж разделен на две изолированные половины с отдельными лестницами. Здесь расположены жилые комнаты с более скромной отделкой. Лестницы и подоконники выполнены из мрамора, на окнах и дверях – бронзовая фурнитура нескольких типов. Сохранились профилированные карнизы с лепными плафонами по углам, в некоторых помещениях – первоначальный дубовый наборный паркет различного рисунка. В подвальном этаже располагались котельная, кухня и другие хозяйственные помещения.
Миниатюрная хозяйственная постройка — пример скромного усадебного сооружения, в формах которого ощутимо влияние модерна. Компактный прямоугольный объем завершен высокой двускатной кровлей с полуовалами на торцах, прорезанной треугольными слуховыми окошками. Оштукатуренные фасады здания полностью лишены декора. Выразительность им придают окна с пологими лучковыми перемычками, сгруппированные по три (узкие по сторонам центрального широкого): на продольном фасаде, обращенном к дому, они размещены в центре стены, на торцовом, повернутом к Волге, подняты высоко над входной двери.
Двухэтажный особняк с подвалом и высоким цоколем выстроен из кирпича и оштукатурен. Он имеет сложную асимметричную объемно-планировочную композицию. Северо-восточным фасадом особняк вытянут вдоль реки, к берегу которой ведет широкая мраморная лестница в несколько спусков с балюстрадой. Над частью дома во втором этаже устроена обширная открытая веранда. Восточный ризалит главного фасада имеет сплошное угловое остекление.
B интерьере сохранилась великолепная отделка, включающая декоративные мотивы неоклассицизма и модерна. Гостиная украшена фризом с волнообразным растительным орнаментом, тисненым по штукатурке, и лепным карнизом с кронштейнами и розетками.
В советское время в особняке находился дом отдыха, фабричный клуб. Однако начиная с 1990-х годов дача оказалась заброшена. На данный момент резиденция находится в запустении. Разрушена мраморная лестница, веранда и спуск к Волге. Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия сообщил нам, что в 2016 году для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте была разработана проектная документация. Исполнителем значится АНО «Национальный реставрационный центр» (г. Москва). Согласно информации, предоставленной заместителем главы администрации городского округа Кинешмы, консервационные и иные работы на памятнике не планируется, объект включен в прогнозный план приватизации. По данным, предоставленным Комитетом Ивановской области по госохране объектов культурного наследия, в 2020 году администрации Кинешмы было выдано предписание о принятии мер по сохранению памятника, которое не выполняется. Комитет добился судебного решения об исполнении предписания, но решение суда о необходимости проведения работ на памятнике также не исполняется
Публикуем отрывок из Свода памятников, посвященный усадьбе:
Расположена на северо-западной окраине города, на территории бывш. д. Вандышки на берегу Волги. Загородная резиденция крупного фабриканта- промышленника, владельца "Бумагопрядильной и ткацкой фабрики наследников П.Ф. Севрюгова" (ныне текстильная фабрика № 2), сооружена в 1905 г. западнее территории предприятия. Особняк стоит на возвышенной террасе живописного мыса, над небольшой бухтой, в северной части обширного пейзажного парка, заросшего соснами и лиственницами. В нескольких десятках метров к западу от дома находится маленькая кирпичная хозяйственная постройка (погреб). Главным продольным северо-восточным фасадом особняк вытянут вдоль реки, к берегу которой ведет широкая мраморная лестница в несколько спусков с балюстрадой. На этой же центральной оси расположена гранитная лестница-спуск, врезанная в склон у берега и ведущая к кромке воды, где была лодочная пристань. Вдоль берега Волги и бухты тянется набережная, гранитная, с высокой подпорной стенкой и тонкой металлической парапетной решеткой между тумбами. У пристани сохранилась часть лиственничной аллеи, ведущей к дому.
Интересный пример богатой загородной дачи с парком, в архитектуре которой сочетаются формы неоклассицизма и модерна.
Двухэтажный особняк с подвалом и высоким цоколем, перекрытый плоской кровлей, выстроен из кирпича и оштукатурен. Он имеет сложную асимметричную объемно-планировочную композицию. На флангах главного, обращенного к Bолге, фасада расположены два ризалита (восточный трехэтажный), между ними – глубокая лоджия. В первом этаже к ней примыкает открытая полуротонда с восемью каннелированными колоннами тосканского ордера и огибающими ее лестницами, ведущими на балюстрады, расположенные в нескольких уровнях. В центре торцового северо-западного фасада выдвинут вперед полукруглый лестничный объём, завершенный круглой башней люкарнами и граненым шатром. Главный вход расположен в середине юго-западного фасада, co стороны парка. По сторонам от него, на флангах – небольшие выступы в две оси окон. Над частью дома во втором этаже устроена обширная открытая веранда; третий этаж: восточного ризалита главного фасада имеет сплошное угловое остекление. Высокие прямоугольные окна здания снабжены сильно вынесенными навесами на массивных кронштейнах. Поэтажное членение подчеркнуто узкими подоконными полочками. Bсe части дома завершает нависающая карнизная плита, над ней, на кровле поставлена высокая аттиковая стенка-парапет.
B интерьере сохранилась великолепная отделка, включающая декоративные мотивы неоклассицизма и модерна. В первом этаже находятся парадные комнаты. Из вестибюля, расположенного на поперечной оси дома, двупольные двери ведут в зал-гостиную, вытянутую вдоль главного фасада. Высоким проемом с двумя колоннами по сторонам она разделена на неравные части – в два и три окна, выходящих в лоджию. B некоторых межоконных простенках сохранились зеркала в рамах красного дерева (живописный плафон "Охотничьи сцены” утр). Гостиная украшена также фризом с волнообразным растительным орнаментом, тисненым по штукатурке, и лепным карнизом с кронштейнами и розетками.
Малая гостиная размещена справа от вестибюля и связана парадной дверью с меньшей частью зала. Она отделана дубовыми филенчатыми панелями, двери обрамлены деревянными порталами. На панелях сохранились вставки из листовой латуни; в верхней части дверей – чеканные накладки со стилизованными изображениями мужской и женской голов. По верху стен проходит широкий фриз с тисненными по штукатурке растительными мотивами, над ним – лепной карниз. Такую же отделку имеет и небольшая анфилада перед кабинетом, и сам кабинет: здесь дубовые панели дополнены в углах овальными медальонами, в в торцах комнаты и по углам расположены встроенные книжные шкафы.
Второй этаж разделен на две изолированные половины с отдельными лестницами. Здесь расположены жилые комнаты с более скромной отделкой. Лестницы и подоконники выполнены из мрамора, на окнах и дверях – бронзовая фурнитура нескольких типов. Сохранились профилированные карнизы с лепными плафонами по углам, в некоторых помещениях – первоначальный дубовый наборный паркет различного рисунка. В подвальном этаже располагались котельная, кухня и другие хозяйственные помещения.
Миниатюрная хозяйственная постройка — пример скромного усадебного сооружения, в формах которого ощутимо влияние модерна. Компактный прямоугольный объем завершен высокой двускатной кровлей с полуовалами на торцах, прорезанной треугольными слуховыми окошками. Оштукатуренные фасады здания полностью лишены декора. Выразительность им придают окна с пологими лучковыми перемычками, сгруппированные по три (узкие по сторонам центрального широкого): на продольном фасаде, обращенном к дому, они размещены в центре стены, на торцовом, повернутом к Волге, подняты высоко над входной двери.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская обл., ч. 2, М., 2000, стр. 327-330
Фото: Вадим Разумов, Александр Зайцев.