нормативное наименование: Михаило-Архангельская Церковь, 1769 г. адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Весь охранный статус: объект культурного наследия регионального значения предмет охраны: не утвержден собственность: региональная пользователь: ГБУК ВО «Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объектов культуры и культурного наследия»
Село Весь расположено всего в 8 км от туристического Суздаля. Тем более впечатляет контраст между прекрасным состоянием памятников архитектуры во всемирно известном центре исторического туризма – и бедственным положением храма в его ближайших окрестностях. А между тем, по своим архитектурным достоинствам церковь села Весь ничуть не уступает большинству памятников Суздаля XVIII–XIX веков. А своим уникальным архитектурным решением – пожалуй, и превосходит многие из них.
Церковь эта относится к произведениям очень своеобразного, уникального «провинциального стиля» русской архитектуры XVIII–XIX столетий, встречающиеся почти исключительно на территории Владимирской, Костромской, Ярославской и Ивановской областей. В этих памятниках черты и декоративные приемы барокко и классицизма соединены с традиционными, полюбившимися местным мастерам, силуэтами и композициями храмов допетровской эпохи – луковичными пятиглавиями, вытянутыми по вертикали пропорциями, иногда даже декоративными деталями, восходящими к древнерусским памятникам. Этот стиль до последнего времени не выделялся и почти не изучался исследователями, хотя его памятники представляют значительную ценность.
Храм села Весь, увенчанный пятиглавием, лишенный в советские годы трапезной и колокольни, напоминает издалека могучую башню, видную за много километров и прекрасно вписанную в ландшафт владимиро-суздальского Ополья. На фоне бескрайних полей не сразу становится понятно, что по высоте храм превышает современный пятиэтажный дом – но это так! Фасады церкви зрительно делятся на четыре яруса, причем сквозь позднюю штукатурку проглядывает первоначальное декоративное убранство.
До 1764 года село Весь было вотчиной Рождественского монастыря во Владимире, который построил здесь деревянную церковь. В 1765 году прихожане начали строительство каменного храма. Тогда удалось построить только нижний этаж, в котором разместили теплый храм во имя Михаила Архангела. Строительство высокого холодного Троицкого храма затянулось до 1817 года. Потому-то облик церкви сочетает черты и барочного, и классического стилей, и древнерусского зодчества. О классицизме напоминают фронтоны, белокаменные колонны и карнизы, пилястры и пояса «сухариков», о барокко – формы части наличников и вазообразные главы, о древнерусских традициях – абрис пятиглавия и первоначальные кокошники окон на апсиде и остатках стен трапезной. И все это вместе образует весьма цельный, гармоничный и даже стильный облик здания, а не эклектическую смесь.
С востока к храму примыкает двухъярусная апсида, а с запада – руинированные остатки трапезной, также имевшей когда-то два этажа. С запада к трапезной примыкала колокольня, разрушенная в ХХ веке.
Декоративное убранство интерьеров сохранилось фрагментарно: из-под обвалившейся штукатурки проглядывают остатки фресок.
Троицкий храм был закрыт в 1930-е годы, после чего был разорен и частично разрушен (от колокольни уцелела только часть первого этажа, от трапезной – фрагменты стен). Храм использовался под хозяйственные цели, а в конце советской эпохи был и вовсе заброшен.
Передан Церкви он был только в конце 2010-х годов, и в ноябре 2017 года в нем после долгого перерыва возобновились богослужения.
Полуразрушенное здание находится в критическом состоянии: на фотографиях путешественников видны обрушения и загнивание кладки, упавшая внутрь храма глава, плачевное состояние сводов.
фото: Маргарита и Владимир Архиповы (3,6), Евгений Шелковников (1), Роман Турбаев (2,5), Михаил Чупринин (4), Дария Ризниченко (7-13)