Объекты внимания

Чмутово. Троицкая Церковь

нормативное наименование: Троицкая церковь, 1820 г.
адрес: Костромская обл., Галичский район, с. Чмутово
охранный статус: объект культурного наследия федерального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: федеральная
пользователь: отсутствует
Фото: tutnedaleko и yozik с сайта sobory.ru, Старинное фото с сайта bibl-kostroma.ru. Автор С.А. Орлов? Евгений Соседов, Марина Ставрыгина
Троицкая церковь в селе Чмутове Костромской области построена в 1820 году по заказу капитан-лейтенанта Федора Ивановича Макавеева. Церковь представляет собой пример зрелого классицизма с оригинальной объемной композицией и пластичным фасадным декором. Она расположена на холме, откуда открывается вид на долину реки Ноля.

Основной объем церкви — двусветный четверик, который служит основанием для пятиглавой ротонды, завершенной луковичными главками. Внутреннее пространство украшено клеевой живописью с голубовато-бирюзовыми кессонами и охристыми розетками.Трехъярусная колокольня состоит из уменьшающихся четвериков, увенчанных высоким шпилем. Боковые фасады украшены четырехколонными портиками сдвоенных колонн, поддерживающими неполный антаблемент и треугольный фронтон. Внутреннее пространство перекрыто куполом на барабане, а трапезная — системой коробовых и крестового сводов.

В селе родился известный этнограф и историк Виноградов Николай Николаевич (1876-1938). В 1925 году он был арестован за кражи из государственных архивов и музеев и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. С 1932 года Николай Николаевич работал старший научный сотрудник Карельского научно-исследовательского института и заведующим питомником заповедника «Кивач». 20 октября 1937 года он был повторно арестован и приговорён тройкой НКВД Карельской АССР 28 декабря 1937 по статье 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 8 января 1938 года в Сандармохе.

По нашим предложениям и благодаря Костромской инспекции храм вошел в государственную программу консервации на 2024 год.

Публикуем отрывок из Свода памятников:

Один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма в Галичском районе, отличающийся оригинальной объемной композицией, пластичным фасадным декором и своеобразной системой перекрытий. Село известно с 1506 г., когда великим князем Василием Ивановичем было пожаловано братьям Приклонским. Позже селом владели С.П. Львов, Д.А. Кольцов-Мосальский, а с 1720 г. — Юсуповы. В нач. 19 в. третья часть села принадлежала помещикам Макавеевым. Кирпичная Троицкая церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского построена в 1820 г. по заказу капитан-лейтенанта Федора Ивановича Макавеева, заменив собою две деревянных церкви 1-й трети 18 в. Кроме них в селе стояла деревянная ампирная часовня в виде ротонды, окруженной галереей-колоннадой и завершенной пологим куполом.

Церковь стоит на южной окраине села, на холме, откуда открывается великолепный вид на широкую долину р. Ноля. Двусветный четверик основного объема служит основанием для пятиглавой ротонды, поставленной на невысоком четырехгранном постаменте и завершенной пятью луковичными чешуйчатыми главками: центральная, световая, венчает яйцевидный купол, глухие боковые поставлены на расширениях кровли, поддерживаемых сдвоенными колоннами, примыкающими к ротонде по диагональным осям. Полуциркульная апсида храма и более широкая трапезная со скругленными восточными углами понижены относительно четверика. Трехъярусная колокольня состоит из уменьшающихся по размеру четвериков, прорезанных арками, и увенчана высоким шпилем на граненом глухом барабанчике.

Боковые фасады храмового четверика украшены своеобразными четырехколонными портиками, сдвоенные колонны которого фланкируют три оси проемов — прямоугольных в первом ярусе (средний входной) и круглых во втором — и зрительно поддерживают активно раскрепованный неполный антаблемент и треугольный фронтон, прикрывающий аттиковую зону четверика. Прямоугольный постамент ротонды декорирован лежачими накладными досками-щитами. Невысокие окна, прорезающие стены ротонды по странам света, имеют лучковые перемычки. Все проемы не имеют наличников, лишь нижние помещены в плоские прямоугольные ниши. Прямоугольные окна апсиды и трапезной также оформлены вертикальными нишами и подоконными филенками. Фланговые части трапезной обработаны квадровым рустом. Своеобразие облику колокольни придают пологие щипцы над арками, опирающиеся в первом ярусе на колонны, а во втором на пилястры, при этом углы между двумя соседними гранями акцентированы колонной. Верхний ярус более традиционен — с фланкирующими арку пилястрами, поставленными с выпуском угла, и раскрепованным карнизом. Западная и южная арки нижнего яруса изначально были заложены, а к северной, входной вела каменная лестница.

Основной объем храма перекрыт куполом на барабане, врезанном в четырехлотковый свод со сглаженными ребрами. В шелыге купола — небольшое по диаметру световое кольцо главы. Алтарь, завершенный конхой, открыт в основное храмовой пространство широкой аркой. Двустолпная трапезная перекрыта системой из пяти коробовых сводов с переломами и распалубками и одного крестового, разделенных подпружными арками. В нижнем ярусе колокольни — коробовый свод.

Сохранившаяся на сводах клеевая живопись — голубовато-бирюзовые кессоны с охристыми розетками — выполнена в 1-й трети 19 в. В конхе апсиды в миндалевидных филенках на фоне сияния, исходящего от Святого Духа, гризайлью написаны орудия страстей.
Костромская