Объекты внимания

Вятское барокко. Покровская церковь

нормативное наименование: Церковь Покрова на Лузе
адрес: Кировская область, Лузский район, д.Заборье (вне населенного пункта)
охранный статус: объект культурного наследия федерального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: федеральная
пользователь: отсутствует
Покровская церковь расположена в 17 км. от поселка Лальск на берегу реки Луза. Первые упоминания о тогда еще деревянной Покровской церкви встречаются в документе 1625 года: в Сборнике материалов для истории города Лальска Вологодской губернии с 1570 по 1800 г. (составитель И. С. Пономарев 1897 г.) приведена выдержка из писцовой книги Усольского уезда, где значится «погост Покровский Пресвятыя Богородицы по Лузе по реке вниз от Лальского погоста». В 1682 году архиепископ Великоустюгский и Тотемский Геласий дал грамоту на возведение вместо обветшавшей деревянной Покровской церкви нового рубленого храма с тем же посвящением.

Строительство каменного храма было начато в 1729 году по заказу лальских купцов Семёна и Максима Пестовских. В 1740 году был освящён нижний, зимний храм (Трёхсвятительская церковь), в 1750 году — верхняя летняя Покровская церковь.

Храм запечатлен на полотне И. М. Прянишникова «Крестный ход» 1893 года. Хотя церковь изображена на дальнем плане, ее силуэт без труда угадывается с первого взгляда.

Архитектура храма типична для Русского Севера и имеет двухэтажную структуру, соединяющую зимнюю и летнюю церкви и завершённую восьмериком. Церковь Покрова на Лузе несёт и индивидуальные черты: алтарь нижней церкви состоит из двух полукругов, однако в верхней церкви алтарь пятигранный. Основной восьмерик храма крупнее и удлинённее, чем обычно, а пристроенная в конце XVIII века к церкви с запада колокольня намеренно занижена, чтобы подчеркнуть основной объём церкви.

Богатое фасадное убранство комбинирует как местные элементы, встречающиеся в Лальске и Великом Устюге, так и следы московской послепетровской архитектуры, что заметно по структуре окон верхнего ряда.

Имена зодчих не сохранились, в отличие от имен живописцев: с 1779 г. росписью храма занимались Адриан Протопопов и Семен Попов; последний был псаломщиком и иконописцем при кафедральном соборе Устюга. Также иконописец-устюжанин участвовавший в росписи храма – Феодор Кузнецов, в начале XIX века им были созданы фрески «Коронования Божией Матери», а также Евангелистов – на наружных стенах Покровской церкви. 12 клейм на царских вратах и образ архангелов для иконостаса, написал устюжский мещанин Иван Калининский в 1833 г.

Покровский храм, расположенный в отдаленной и малонаслеленной местности и лишенный владельца, постепенно разрушается. О серьезных деформациях говорят многочисленные трещины, появившиеся на внешних и внутренних стенах, а также на сводах и других участках кладки.

По предложению нашего проекта храм включен в программу Минкультуры России по консервации аварийных объектов на 2023 год.


Фото: niknik_2014 с сайта livejournal.com, Прянишников Илларион Михайлович “Крестный ход”, ВераТ с сайта sobory.ru
Кировская