Объекты внимания

Вятское барокко. Ошеть. Спасская церковь

нормативное наименование: Спасская церковь,1742-1753 г.
адрес: Кировская область, Сунский район, село Ошеть
охранный статус: объект культурного наследия федерального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: бесхозяйный
пользователь: отсутствует
Очень важный для русской культуры памятник, имеющий не только архитектурную, но и большую мемориальную ценность. С основания на землях Трифонова монастыря села в 1690 г. более двух веков здесь жили и служили в сельском храме представители семьи Васнецовых — предки и родственники великих русских художников. При непосредственном участии Васнецовых была построена в 1742-1753 гг. существующая кирпичная церковь, стараниями Васнецовых она украшалась, ремонтировалась, перестраивалась. В годы постройки церкви в Ошети служили Иосиф, Афанасий и Иван Васнецовы. В церковной ограде сейчас 10 могил священников из рода Васнецовых, рядом похоронены их жены и дети.

Архитектурно это не совсем обычный обычный для вятского барокко памятник. Над двусветным четвериком здесь возвышается один крупный и широкий восьмерик, увенчанный куполом оригинальной формы – вятской «курмой», напоминающей кубоватое завершение в деревянных храмах. Известно, что многие здешние храмы в середине XVIII в. имели такие завершения, но они практически не сохранились, поскольку заменялись при перестройках другими формами. В Ошети обшитая металлом курма дает наиболее точное представление об этом интересном элементе самобытной вятской школы.

Декор фасадов Спасской церкви довольно сдержан и восходит к рисунку фасада Спасо-Преображенской церкви в Великорецком – влиятельного образца во всей вятской церковной архитектуре. Церковь в Великорецком освятили в 1741 г., как раз перед началом сооружения храма в Ошети. Наиболее выразительными деталями на фасадах Спасской церкви являются ложные закомары в виде полукружий со стилизованным рельефным мотивом раковин. Эта форма пришла из арсенала декоративных элементов более раннего этапа вятской архитектуры рубежа XVII – XVIII вв., и в свою очередь была навеяна многочисленными примерами в церквях нарышкинского стиля.

Самостоятельную художественную ценность имеет колокольня, строившаяся уже в период расцвета вятского барокко в 1770-1773 гг. Ее кирпичный убор более наряден, тут и фигурные картуши из лекального кирпича, и убывающие восьмерики в завершении. В 1855 г. колокольня была соединена кирпичным переходом с новой трапезной, устроенной на месте старой в 1843-1848 гг. по инициативе настоятеля Георгия Васнецова.

Чрезвычайно интересен интерьер Спасской церкви, относящийся к 1786 г., когда после штукатурных работ стены были расписаны известным вятским художником Иваном Котлецовым. Перед расписанием неустановленными, вероятно тоже вятскими мастерами была сделана роскошная лепнина в виде пышных фигурных рам для будущих изображений. Сочно вылепленные завитки рокайля заставляют вспомнить лучшие образцы подобного декора во дворцах и храмах столичного барокко XVIII в. Этот стиль получил распространение на Вятке после постройки кафедрального Троицкого собора учениками московского зодчего Д.В. Ухтомского, но его образцов осталось сейчас очень мало. Помимо лепнины, интерес внутри Спасской церкви представляет также высокого класса стенная живопись в алтаре, относящаяся уже к XIX в.

В 1935 г. церковь в Ошети была закрыта и постепенно пришла в аварийное состояние. В последнее время местные активисты и потомки Васнецовых, несмотря на недостаток средств, прилагают усилия для спасения этого замечательного храма. Недавно рядом с храмом установлен памятник служившим здесь священникам, еще растет недалеко многовековая васнецовская липа. Ценный для русской истории и культуры памятник ждет полноценной реставрации.

Текст: Андрей Чекмарев.
Фото: Андрея Чекмарева, архивные фото 1890-х гг., материалы паспорта Министерства культуры
Кировская