нормативное наименование: не имеет (не является памятником)
адрес: Кировская область, Яранский район, село Салобеляк
охранный статус: не имеет
предмет охраны: не утвержден
собственность: безхозяйный
пользователь: отсутствует
адрес: Кировская область, Яранский район, село Салобеляк
охранный статус: не имеет
предмет охраны: не утвержден
собственность: безхозяйный
пользователь: отсутствует
Публикуем заметку историка архитектуры Алексея Слезкина, написанную после посещения объекта.
Троицкая церковь в селе Салобеляк (Яранский р-н Кировской обл.) неожиданно стала открытием и «гвоздем» нашей поездки от Цивильска до Яранска в феврале 2021 г. Хорошей съемки в сети немного, по общим видам не лучшего качества трудно понять, как хороши детали, выполненные из камня. Сейчас в наличии только основная пятиглавая часть, построенная в 1868-1875 гг., а освященная, по некоторым данным, лишь в 1902. Раньше к западу от нее тянулась трапезная (1860-1866) и остававшаяся от прежнего храма классицистическая еще колокольня (то ли 1806, то ли 1842 – по единственному старому фото сложно сказать, что правильно, скорее, второй вариант).
Монументальный объем виден издали, уже на подъезде к селу. Да, это не очень складный «посттоновский» микс (как я обычно такую архитектуру определяю: усложненный вариант стиля К.А. Тона, далекий ещё от рафинированного историзма конца XIX в.), но невероятно своеобразный. Тяжеловесный, соборный силуэт (по сути – ампирный), фигурные аттики на апсидах, боковые фасады с разбивкой на килевидные ячейки наподобие иконостаса – с розетками и как бы коронами, но главное – изумительные каменные карнизы, витые колонки на барабанах, архивольты с пальметтами (если их можно так назвать).
Чтобы попасть внутрь через пролом, пришлось бороздить девственно чистый свежий снег. Я первым и пошел – оно того стоило. Внутри темно – окна заколочены почти все. Поэтому сложно заметить, что проемы барабана имели сложную расстекловку с готическими розами в верхних частях, а стекла там были цветные. Потрепанные академические росписи хорошего качества. В южном приделе рама иконостаса. Каменные ступени солеи… Постройка очень качественная, особенно для дальнего села.
В 1993 было начато восстановление, но затем, после урагана, повредившего кровлю в 2001 г., брошено. В кладке есть трещины. Уже много где побывав, смело заношу салобелякскую церковь в «компанию» самых грандиозных и впечатляющих заброшек. От большинства храмов из этой воображаемой «компании» ее отличают весьма слабая известность и явная недооцененность. Даже хронология строительства, по доступным источникам (в интернете и паспорте Минкульта), путаная и требует архивного уточнения. Несомненно, что это работа хорошего архитектора, хороших каменщиков и живописцев. Нечто похожее довелось встретить еще в одном вятском селе – Кырмыж: тоже «посттоновская» стилистика, и хотя силуэт более худосочный, но детали похожие – каменные, хорошо исполненные.
Вокруг Яранска сохранилось немало крупных храмов конца XIX – начала ХХ века, но салобелякский, выделяющийся и размером, и качеством архитектуры, в первую очередь достоин привлечения внимания и восстановления.
Монументальный объем виден издали, уже на подъезде к селу. Да, это не очень складный «посттоновский» микс (как я обычно такую архитектуру определяю: усложненный вариант стиля К.А. Тона, далекий ещё от рафинированного историзма конца XIX в.), но невероятно своеобразный. Тяжеловесный, соборный силуэт (по сути – ампирный), фигурные аттики на апсидах, боковые фасады с разбивкой на килевидные ячейки наподобие иконостаса – с розетками и как бы коронами, но главное – изумительные каменные карнизы, витые колонки на барабанах, архивольты с пальметтами (если их можно так назвать).
Чтобы попасть внутрь через пролом, пришлось бороздить девственно чистый свежий снег. Я первым и пошел – оно того стоило. Внутри темно – окна заколочены почти все. Поэтому сложно заметить, что проемы барабана имели сложную расстекловку с готическими розами в верхних частях, а стекла там были цветные. Потрепанные академические росписи хорошего качества. В южном приделе рама иконостаса. Каменные ступени солеи… Постройка очень качественная, особенно для дальнего села.
В 1993 было начато восстановление, но затем, после урагана, повредившего кровлю в 2001 г., брошено. В кладке есть трещины. Уже много где побывав, смело заношу салобелякскую церковь в «компанию» самых грандиозных и впечатляющих заброшек. От большинства храмов из этой воображаемой «компании» ее отличают весьма слабая известность и явная недооцененность. Даже хронология строительства, по доступным источникам (в интернете и паспорте Минкульта), путаная и требует архивного уточнения. Несомненно, что это работа хорошего архитектора, хороших каменщиков и живописцев. Нечто похожее довелось встретить еще в одном вятском селе – Кырмыж: тоже «посттоновская» стилистика, и хотя силуэт более худосочный, но детали похожие – каменные, хорошо исполненные.
Вокруг Яранска сохранилось немало крупных храмов конца XIX – начала ХХ века, но салобелякский, выделяющийся и размером, и качеством архитектуры, в первую очередь достоин привлечения внимания и восстановления.
Текст и фото: Алексей Слезкин, историческое фото нач. ХХ в.