Объекты внимания

Вятское барокко. Истобенск. Никольская церковь

нормативное наименование: Церковь Николая Чудотворца, 1763-1762гг.,
адрес: Кировская область, Оричевский район, с. Истобенск, ул. Первомайская
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: информация отсутствует
собственность: информация отсутствует
пользователь: информация отсутствует
Исключительный по архитектурным достоинствам памятник, который можно считать одной из вершин вятской архитектурной школы. Такого развитого гармоничного силуэта в сочетании с крупными размерами (храм двухэтажный) и роскошным фасадным декором больше не имеет ни один из памятников прославленного вятского барокко. Эта постройка принадлежит к бесспорным работам известной на Вятке артели устюжских мастеров Никиты и Данилы Горынцевых. Весной 1765 года крестьянин Никита Горынцев, который «чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство», заключил контракт на строительство церкви в Истобенске, исправляя неудачно начатое дело хлыновского мастера Алексея Акулова. Делегаты истобенских прихожан сами нашли Горынцева, а чертеж будущей церкви для них «малявил в Устюге Прокопьевский пономарь».

Истобенск был первым опытом работы устюжской артели Горынцевых на вятской земле, чем и объясняется не местный, а именно устюжский образ созданной ими церкви – исключительный на фоне всей вятской архитектуры. От лучших храмов Устюга Истобенск унаследовал стройный башенный силуэт с полноценно разработанными «верхами» - убывающими восьмериками над основной частью и ярусной колокольней, когда-то увенчанной острым шпилем. А изначально существовавшее гульбище (на него указывают дверные проемы на боковых фасадах верхнего храма) подчеркивало пирамидальность всей композиции, утяжеленной снизу и воспаряющей к небесам в верхней части

Величественный «корабль» Никольского храма обладает также богатым фасадным декором, основанным на творческой переработке допетровских и нарышкинских форм. С помощью точеного и лекального кирпича создан практически ювелирный по изысканности убор стенных поверхностей. Оригинальная форма наличников верхних окон четверика больше нигде не повторяется в таком виде. Интерьер верхней церкви украшала качественная живопись XIX века. Сохранились фрагменты орнаментов и нескольких многофигурных композиций со сценами жития св. Николая.

Церковь была возведена на центральной площади некогда богатого торгового села, известного на весь край своими лоцманскими династиями, обслуживавшими движение судов по местным рекам. Рядом с храмом располагались каменные торговые лавки, частично сохранившиеся до наших дней. За свою историю Никольская церковь дважды серьезно ремонтировалась – в 1797 г. по проекту Ф.М. Рослякова с запада была пристроена паперть в стиле классицизма, а в начале ХХ в. знаменитый вятский архитектор И.А. Чарушин гораздо более тактично реконструировал всю входную часть, декорировав пристройки к колокольне в стиле архитектуры основного храма. Главная истобенская церковь была закрыта в 1932 г. и приспособлена под ткацкую фабрику. В 1970- е гг., когда с колокольни снимали крест, проломили крышу. После этого началось последовательное разрушение памятника от попадания внутрь осадков и нарастающего вандализма.

Уже более десяти лет при поддержке областных властей в Истобенске проводится массовый межрегиональный праздник «Истобенский огурец» (в честь местного промысла соления бочковых огурцов в прорубях), с помощью которого село пытаются сделать востребованным туристическим центром. Потенциал действительно есть – помимо Никольской церкви здесь сохранились второй, действующий, храм с убранством интерьера, Никольская часовня и много образцов старой деревянной застройки (т.н. лоцманские усадьбы). Несколько лет назад на Никольской церкви установили реставрационные леса, в 2016 г. храм вновь освятили, но работы, едва начавшись, были прерваны из-за отсутствия финансирования.


Текст и фото: Андрей Чекмарев.


Кировская