Солигаличские портреты
Костромская усадьба Нероново, спасением которой уже давно занимается наш проект, знаменита не только своими архитектурными достоинствами, но и портретной галереей владельцев – дворян Черевиных, почти целиком выставленной сейчас в музее Солигалича. Вывезенные из усадьбы после революции, они спокойно лежали в запасниках до 1970-х годов, пока их там не увидел московский искусствовед и реставратор Савва Ямщиков. Он добился реставрации портретов в Москве, впервые представил их широкой публике на выставке, в научных каталогах и специально снятом документальном фильме. «Солигаличские портреты» стали тогда культурной сенсацией, приоткрывшей советскому человеку окно в малознакомый ему мир русской дворянской усадьбы без навязчивых идеологических штампов.

Реставрация вернула к жизни тонко написанные одухотворенные лица людей XVIII века. С портретов смотрели господа Черевины, их ближайшие родственники и соседи по нероновскому имению. Многие из них упокоились на семейном погосте возле Воскресенской церкви в Неронове. Исследования показали, что автором портретов был неизвестный до этого художник Григорий Островский. Поначалу его посчитали крепостным, но потом появились данные, что он происходил из мещан Великого Устюга, где получил художественное образование. Высказываются также предположения, что он мог быть дворянином, другом и соседом Черевиных по костромским владениям.

Всего насчитывается 17 портретов его кисти (9 из них с авторскими подписями), созданных и хранившихся до 1918 года в Неронове. Все они были созданы между 1773 и 1790 годами. К сожалению, реставраторам не удалось спасти погибший от сырости холст с изображением главного строителя нероновской усадьбы (в т.ч. и Воскресенской церкви) отставного секунд-майора Петра Ивановича Черевина (1733-1813). Зато известны лица его жены Марии Михайловны (урожденной Ярославовой), родителей – Ивана Григорьевича и Натальи Степановны, детей – Дмитрия, Елизаветы, Анфисы, родственников – Акуловых и Ярославовых, дочери соседа по имению Сергея Лермонтова. Портрет хрупкой девочки с тонкой шеей, Анны Лермонтовой, 1776 года, заслуженно считается визитной карточкой всей нероновской галереи и лучшим произведением художника.

Савва Ямщиков, открывший нероновские портреты, был одним из самых активных и ярких участников Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, чьи традиции мы стараемся продолжать и в наши дни. Во время наших экспедиций летом-осенью прошлого года нам удалось спасти и законсервировать целый ряд икон из Воскресенского храма, очевидно написанных в честь святых покровителей семьи Черевиных, среди них – икона митрополита Киевского и Московского Петра из местного ряда иконостаса (изображение этого святого встречается в нероновском храме неоднократно), а также большая икона преподобного Иоанна Дамаскина из картуша западной стены четверика. Вероятно это были святые устроителей нероновской усадьбы Петра Ивановича и Ивана Григорьевича Черевиных.


Больше новостей