Делимся впечатлениями и результатами нашей реставрационной экспедиции, которая проходила с 19 по 21 мая на территории Бежецкого, Краснохолмского и Весьегонского районов Тверской области.
В экспедиции приняли участие 15 студентов Академии С.Г. Строганова, преподаватели Академии, реставраторы монументальной живописи первой категории — Александра Гребенщикова и Варвара Сергиеня, реставратор темперной живописи Наталья Федосова, бежецкий краевед Иван Крылов, команда проекта «Консервация» Евгений Соседов, Анастасия Антусева и Дмитрий Крылов, также к нам присоединился искусствовед Арсений Симатов.
Мы отправились в путь, чтобы осмотреть храмы северо-востока Тверской области, где сохранились уникальные стенописи, оценить их состояние, а также провести экстренные работы там, где это необходимо. За три дня мы осмотрели десять памятников XV-XIX веков, а в ряде из них начали работу по сбору осыпей и даже пробные работы по консервации.
В последнее время к росписям этих храмов приковано особое внимание специалистов, ведутся поиски имен живописцев, устанавливаются их связи с западноевропейскими и столичными образцами, известными художественными школами и центрами, в частности с кругом учеников А.Г. Венецианова, а также с развитием древнерусской традиции, сохранившейся в ярославских мастерских. Уже сейчас специалисты говорят об этих памятниках как об очень значимом и ярком явлении в русском искусстве XIX века, требующим дальнейшего изучения и сохранения. В начале года мы проводили презентацию книги Анны Павловой
«Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке», выход которой вызывал живой интерес у искусствоведов и всех ценителей русской провинции.
Совсем недавно удалось точно атрибутировать росписи двух храмов, в которых мы побывали. Участник экспедиции, краевед Иван Крылов рассказал о результатах своих последних архивных исследований. Грандиозный ансамбль росписей Тихвинского храма села Сукромны создавался в течение 10 лет (1831–1841 гг.) ведущим бежецким мастером того времени Михаилом Васильевичем Тырановым, старшим братом известного художника венециановской школы, академика Алексея Васильевича Тыранова. С 1841 года М.В. Тыранов трудился над созданием росписей Смоленского храма села Алабузино. Есть все основания полагать, что М.В. Тыранов был ведущим мастером того времени, известным далеко за пределами Бежецкого уезда. В 1830–1840-е гг. артель Тыранова расписала Воскресенский собор Бежецка (снесен в 1936 году) и ряд сельских храмов в Тверской и Ярославской губерний, большинство из которых не сохранились. Иван предполагает, что именно М.В. Тыранов – автор знаменитых росписей в Богоявленской церкви села Еськи, однако, на данный момент точных архивных документов об этом найти не удалось.
Увы, в большинстве памятников живопись находится на грани полной утраты и сейчас важно сохранить хотя бы ее фрагменты и образцы. Из-за отсутствия крыш и многолетнего намокания потрясающие произведения монументального искусства буквально рассыпаются на глазах.
На некоторых храмах из нашего маршрута мы участвовали в проведении
субботников, а в Никола-Высоке являемся заказчиками
консервационных работ.
Выезд также был связан с предстоящим началом противоаварийных работ на Смоленской церкви в селе Алабузино, которая по нашим предложениям вошла в госпрограмму консервации этого года. Лучший образец бежецкого классицизма с яркими палладианскими чертами оказался в близком к руинированному состоянии, а почти все росписи осыпались и разрушаются вследствие неконтролируемого посещения храма. Любители «заброшек» и случайные туристы просто топчут осыпи штукатурки с росписями.
Первым пунктом нашей поездки стал Антониев Краснохолмский монастырь в г. Красный Холм — древнейший памятник Бежецкого верха, где в руинированном виде сохранился архитектурный ансамбль XV-XVIII веков, включая сложенный из белого камня Никольский собор конца XV века. Здесь нас встретил благочинный Краснохолмского округа, древлехранитель Бежецкой епархии иеромонах Силуан. Мы осмотрели реставрацию собора, а специалисты дали рекомендации по сохранению в нем фрагментов живописи XVII века. В этом году в монастыре планируется консервация надвратной церкви XVII века.
После мы отправились в Хабоцкое, чтобы осмотреть церковь Рождества Христова, построенную в переходных формах раннего и зрелого классицизма и расписанную в 1850-60-е гг. В 1990-е годы в храме рухнули своды, живопись внутри находится под открытым небом. При этом ее сохранность гораздо выше, чем во многих аналогичных памятниках, где происходит намокание стен и при этом контур храма замкнут. Очевидно, на сохранность росписей положительно влияет проветривание храма. Здесь мы впервые начали сбор фрагментов фресок, чтобы уберечь их от растаптывания случайными посетителями.
Затем мы осмотрели Успенский храм в селе Баскаки, где стремительно гибнут хоть и поздние (1880-е годы), но очень яркие по колористике росписи. Трапезная храма уже осыпалась, своды рушатся, но в основном объеме все еще держатся росписи центрального свода и красочная
композиция Рождества Христова на северной стене. Прообразом для нее послужила популярная гравюра из Библии с иллюстрациями Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.
После мы отправились в Никола-Высоку, где находится наш подопечный объект —
Преображенский храм (1803–1834 гг.). Здесь мы осмотрели проведенные работы, побывали в плотницкой мастерской, где ведется восстановление иконостаса, оценили состояние живописи, консервацией которой нам предстоит заняться в этом сезоне, и полюбовались бескрайними просторами с лесов колокольни. В росписях Никола-Высоки (1850-е гг.) всех особенно впечатлили пышные гризайли и затейливые ордерные композиции, создающие эффектную архитектурную иллюзию. Некоторые из них во время обучения копируют студенты
Академии Строганова.
Заночевали мы уже в Ярославской области, в селе Прозорово, где нас гостеприимно встретил благочинный Брейтовского округа отец Анатолий. Он провел экскурсию по сельскому музею «Жили-были» при Троице-Михайловском храме, где собраны многочисленные предметы быта и старины некогда богатого Мологского края.
Во второй день экспедиции наша команда вернулась в окрестности Бежецка и Красного холма, где посетила урочище Русское-Кошево с церковью Казанской иконы Божией Матери (1800 г., вт. половина XIX в.). Как и во многих осмотренных храмах, здесь уже идет обрушение трапезной, однако центральный объем все еще сохраняет остатки убранства: каркас резного иконостаса и клеевые росписи эпохи классицизма, датируемые второй четвертью XIX в. Росписи Русского Кошева выделяет оригинальность иконографической программы, выверенность и особое изящество орнаментальных рам и картушей, имитирующих лепнину и подчеркивающих связь живописи и архитектуры храма (в отличие от Никола-Высоки, где живопись и иконостас создают собственную архитектурную иллюзию). Как указывает в своей книге А.Л. Павлова, иконографическая программа храма целиком выстроена на взаимосвязи трех циклов — «О тебе радуется» на своде, «Отче наш» и «Заповедей Блаженства», вытеснив все остальные сюжеты. «В этом смысле программа в Русском Кошеве самая радикальная, самая современная в понимании той эпохи». Здесь мы также собрали с земли несколько лотков фрагментов, чтобы сохранить образцы.
Затем мы осмотрели действующий храм Зосимы и Савватия Соловецких в Слободе рядом с Краснохолмским монастырем (конец XVIII в.) с росписями XIX века в уже знакомой нам стилистике. Храм действующий, благодаря стараниям отца Силуана в нем ремонтируются крыша, однако росписи также нуждаются в реставрации.
Следом мы посетили заброшенную Благовещенскую церковь в Княжеве (центральный объем построен в 1776 г., в 1880-е гг. храм со всех сторон обстроен, заново сооружены трапезная и колокольня). Здесь студенты под руководством преподавателей разделили часть пространства храма на квадраты и начали полноценный сбор осыпающихся росписей.
Уже вечером мы отправились в церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Сукромнах — выдающийся по богатству интерьеров и сохранности образец провинциального искусства. Храм выстроен во второй половине века в запаздывающих формах барокко, в нем почти полностью сохранилось внутреннее убранство: три иконостаса (главный кон. XVIII в., в северном приделе ок. 1852 г., в южном — около 1883 г.), а также клеевая живопись, выполненная в академической манере в 1830 — 40-х гг. Храм не закрывался в советские годы. Здесь нас встретил его настоятель отец Алексий с прихожанами, отслужил молебен и напоил чаем с угощениями.
Завершился день экскурсией по Бежецку, которую провел для нас краевед Иван Крылов, потомок бежецких купцов, исследователь и автор
блога «Бежецкая старина».
Третий день мы посвятили работам в Алабузине, где расположен погибающий ансамбль Троицкого (1781 г.) и Смоленского (1816 г.) храмов.
Как мы уже писали выше, сбор осыпавшихся росписей верхней церкви Смоленского храма (1820-40-ее гг.) был одной из главных целей поездки. Работа была осложнена трудным доступом в верхнюю церковь (по приставной деревянной лестнице) и поражающим воображение объемом материала. Храмовые росписи упали почти полностью, а сверху были засыпаны слоями штукатурки, песка и пыли. В полевых условиях нам пришлось соорудить подобие лебедки, чтобы спускать поддоны с собранными фрагментами со второго этажа.
Всего за нашу экспедицию мы собрали порядка 120 поддонов с осыпями, которые подписали и классифицировали по квадратам и участкам, где собирались фрагменты. Большую часть поддонов удалось перевезти на хранение в Бежецк. Сложность транспортировки фрагментов связана еще и с тем, что по методике их необходимо перемещать и хранить в один слой.
Также в Алабузино студенты и преподаватели Академии Строганова начали первичное укрепление доступных фрагментов росписей на стенах — так называемую «обортовку» краев штукатурного слоя с живописью, чтобы предотвратить его дальнейшее осыпание.
Финалом нашей поездки стало посещение церкви Богоявления Господня (1783—1810) в Еськах, росписи которой можно смело назвать одной из вершин русской религиозной живописи XIX века. Все храмы северо-востока Тверской области уступают по качеству и масштабу огромному и величественному собору, возведенному в древнем и богатейшем селе на берегу озера Верестово (новгородский городок Езьск известен по берестяным грамотам с XII века). Сама церковь уникальна как своеобразный памятник переходного стиля от барокко к ампиру, и ее архитектура заслуживает особого рассказа. Но особенно ценна и исключительная живопись, исполненная в 1843-1847 гг., как предполагалось ранее, артелью живописцев Пешехоновых, родиной которых как раз и являются Еськи. Правда последние архивные исследования опровергают эту гипотезу.
В наши дни храм особенно широко прославился благодаря грандиозной композиции на западной стене с евангельским сюжетом «Изгнание торгующих из храма» (написанной по гравюре Гаспара Дюшанжа). Это композиция, как и расположенные под ней фигуры мытаря и фарисея, почти повсеместно использованы в росписях осмотренных храмов (что объясняется торговым прошлым здешних сел), но только роспись в Еськах производит столь ошеломляющий эффект, сравнимый по силе воздействия с полотнами Тьеполо или архитектурными декорациями Гонзаги.
Благодаря работам Центра «Сельская церковь» в 2010 году у храма появилась крыша, что позволило сохранить росписи от полной гибели. В прошлом году работы были продолжены силами Центра, однако намокание стен пока полностью не остановлено: требуется закрыть кровлями барабаны и карнизы храма, отремонтировать крышу над алтарем.
Мы следим за работами в Еськах и обязательно будем сообщать о проводимых там мероприятиях и сборе средств на консервацию.
Помимо напряженного графика, наша поездка была непростой и в эмоциональном плане: тяжело осознавать, что наших усилий хватит чтобы спасти лишь совсем малую часть того культурного богатства, которое дожило до наших дней, но уходит в небытие буквально на глазах.
Тем не менее, мы не отчаиваемся и очень надеемся, что объединение усилий волонтеров, жителей, специалистов, церкви и государства принесет свои плоды. Над этим мы и планируем работать дальше с вашей
поддержкой.
Мы искренне благодарим всех, кто сделал нашу экспедицию возможной: наших жертвователей, студентов и преподавателей Академии С.Г. Строганова, духовенство Бежецкой епархии и в особенности епископа Бежецкого Филарета.