Спасаем архитектурное наследие России

Преображенский храм
ур. Никола-Высока, Весьегонский район Тверской области

Собрано средств
0 / 670 000


Спасо-Преображенская церковь (1803–1834 гг.) – оригинальный образец архитектуры русской провинции. Стенные росписи храма относят к лучшим достижениям религиозной живописи России XIX века.

Летом 1995 года в результате удара молнии храм лишился кровли. Сегодня памятник находится в аварийном состоянии, осыпаются росписи, на стенах видны поражения грибком, идет эрозия кладки. В 2014–2016 гг. обрушились две из пяти главок и монументальный ампирный иконостас.

В 2016–2017 гг. активисты ВООПИК совместно с Центром «Сельская церковь» начали противоаварийные работы в храме. Была проведена вычинка и обмазка сводов, создан проект реставрации иконостаса. Однако из-за недостатка средств работы прервались.

В 2020–2021 гг. по заказу Проекта «Консервация» подготовлен новый проект противоаварийных работ, включающий устройство кровель. Готов и проект воссоздания центральной главки.

В 2021 году мы приступили к консервации храма.


Работы, выполненные к августу 2022 года:

* Восстановлена и накрыта временной кровлей стропильная система четверика;

* На четверике завершена сложная вычинка карнизов и барабанов центральной и северо-восточной глав; барабаны закрыты временной кровлей;

* На северо-восточной части трапезной, где образовался значительный провал в крыше, устроена деревянная конструкция, укрытая от осадков рубероидом;

* Закрыт провал в апсиде, благодаря чему фрески в алтаре храма перестали намокать;

* Начата замена полов, освобождены вентиляционные продухи в цокольной части храма.

* Полностью восстановлен каркас и начат монтаж сохранившихся деталей иконостаса.

* В храме установлены климатические датчики, которые замеряют температуру и влажность в разных частях здания.


Планы на ближайшее время:

* Сохранение фресок храма – одна из наиболее сложных задач. Для этого нам нужно установить в здании внутренние леса;

* Сборка и реставрация иконостаса на основе многочисленных оригинальных фрагментов;

* Устройство постоянной железной кровли на четверике и трапезной церкви. На листовой металл для этой работы необходимо собрать 670 тысяч рублей.

Выберите сумму или впишите свою
Собрано средств
0 / 670 000
Выберите сумму или впишите свою
Click to order
Total: 
Представьтесь, пожалуйста
Ваш email
Ваш телефон
Payment method
ИСТОРИЯ
Каменному храму предшествовали деревянные; погост Николы Чудотворца известен на этом месте с 1670-х гг. В конце XIX века на погосте жили около 30 человек; ныне постоянного населения нет.

Разрешение на строительство нового каменного храма было получено в 1800 году, а возводить его начали не не ранее 1803 года. Сначала была построена трапезная, в которой в мае в 1820 года освятили приделы в честь Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Строительство главного храма во имя Преображения Господня затянулось до 1834 года. В 1850 году комплекс завершила отдельно стоящая колокольня, впоследствии соединенная с трапезной.

В Преображенском храме в 1900 году был крещен герой Великой Отечественной войны маршал авиации П.Ф. Жигарев. Здесь же похоронены его родители.

В штате храма в начале ХХ века состояли два священника, диакон и два псаломщика. Церковной земли за ним числилось: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. В приход Преображенской церкви входило 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин.

Вокруг храма располагался старинный погост, многие надгробия которого сохранились до нашего времени. Недалеко от храма сохранился старинный дом священника. Руины церковно-приходской школы разобраны несколько лет назад.
АРХИТЕКТУРА
Преображенская церковь построена с характерным для провинции запаздыванием стиля: ее композиция и решение фасадов (крутой граненый купол, руст на апсидах, формы наличников) восходят к стилю барокко, что для начала XIX века выглядит архаичным. Мастера, видимо, пытались воспроизвести образцы «городской» архитектуры, но результат свидетельствует о незнании ими стилевых канонов, либо о крайне вольном обращении с ними. Например, фасады разбиты лопатками на четыре прясла с окнами. Кубоватое здание завершено куполом с восьмилотковым сводом и пятиглавием. Луковичные чешуйчатые главки поставлены на прямоугольные постаменты (со скошенными углами), при этом только центральная глава является световой. Особенности объемной композиции, проявившиеся в широкой расстановке глав, где центральная венчает кровлю, а боковые поставлены на углах объема, свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества.

Окна на южном и северном фасадах храма размещены в три яруса, так что на боковых стенах в интерьере оказалось по 12 проемов, что делало внутреннее пространство храма весьма светлым. Снаружи кирпичные стены храма были оштукатурены и окрашены в желтый цвет, а детали декора побелены. К четверику храма примыкают с востока апсида, а с запада – трапезная, значительно уступающие ему по высоте. Приделы, размещенные в трапезной, внешне были акцентированы небольшими барабанами с луковичными главками. Полуциркульная апсида перекрыта конхой, а четырехстолпная трапезная – системой коробовых сводов с распалубками. Северный и южный входы в храм оформляют небольшие крыльца-сени со сдвоенными колоннами.

Стены четверика декорированы плоскими лопатками с антаблементом, во фризе которого расположены полуциркульные ниши-кокошники. Оконные проемы обрамляют рамочные наличники с маленькими замками, объединенные с профилированными сандриками. Среднюю ось каждого фасада фиксируют ложные люкарны с треугольными фронтончиками. В убранстве стен трапезной и апсиды вместо гладких использованы рустованные лопатки, а сандрики оконных наличников дополнены сухариками.

Более приближенной к каноническим образцам оказалась трехъярусная колокольня с тосканскими колоннами, выполненная в стиле позднего классицизма, хотя и увенчанная барочной главкой-вазой. Слегка сдвинутая к северу от оси храма, общими пропорциями и деталями отделки она напоминает специалистам проекты работавшего в Тверской губернии архитектора И.Ф. Львова. Ордерный декор колокольни отличается выразительной пластикой: арки фланкированы трехчетвертными тосканскими колоннами, сдвоенными в нижних ярусах; антаблементы с белокаменными модульонными карнизами завершены в первом ярусе аттиком-полуярусом с полуциркульными проемами и пологим щипцом в завершении, во втором – треугольным фронтоном; архивольты арок профилированы, а в полуярусе рустованы.

В целом монументальный церковный комплекс представляет собой ценный и оригинальный образец провинциальной архитектуры первой половины XIX века.

ИНТЕРЬЕР
Но еще более значительный интерес представляет собой уникальное внутреннее убранство Преображенской церкви. До обрушения весной 2016 года в храме сохранялся великолепный ампирный иконостас, а стенные росписи относят к лучшим достижениям религиозной живописи России XIX века.

Иконостас Преображенского храма был возведен ранее, чем появились росписи стен – в 1830-х гг. Само его появление в весьегонской глуши представляет собой загадку для будущих поколений искусствоведов. Он был устроен во всю высоту восточной стены. В центре иконостаса помещалась монументальная триумфальная арка Царских врат, над которой возвышался четырехколонный портик с треугольным фронтоном. Дуга арки была оформлена в виде заглубленной конхи с кессонированным сводом. ПО некоторым данным, до 1990-х гг. сохранялась резная сень престола храма.

Формы и стиль иконостаса задали тон всему декоративному убранству интерьеров храма, над которым работала в 1850-е годы артель местных художников. На западной стене была средствами живописи иллюзорно воспроизведена ампирна «конструкция» с ордерными членениями, ритмически подражающая композиции иконостаса. Так было создано стилевое единство обширного интерьера храмового помещения. Искусно нарисованные на стене колонны были раскрашены под мрамор.

Имена авторов стенных клеевых росписей в Николе-Высоке не известны, но несомненно, это были весьма квалифицированные мастера. В качестве образцов для своих изображений они использовали иллюстрированную Библию Вайгеля 1695 г., гравюры Ф. Килиана и гравюры с икон В.Л. Боровиковского. Известно, что живописцы Никола-Высоки работали и в других храмах Весьегонского уезда.

Внутреннее убранство храма характеризуется редкостным композиционным и стилевым единством: отдельные изображения объединены рамочным каркасом из орнаментов и искусно изображенных архитектурных элементов, а также общим колоритом, сочетающим золотистый цвет орнаментов с бирюзовым цветом фонов.

Просторное пространство интерьера, включая своды, было сплошь покрыто настенной живописью. Иллюзорный архитектурный декор преодолевал плоскостное восприятие стен, заставляя специалистов вспоминать приемы украшения интерьеров роскошных церквей и дворцов стиля барокко. Исследователи отмечают, что «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы».

«Окна в три света, – пишет исследователь А. Чекмарев, – чередовались с живописными сценами на тему нравоучительных евангельских притчей и важных эпизодов христологического цикла. Изображения разделялись двумя широкими горизонтальными поясами, нижний из которых убедительно имитировал объемный выступающий антаблемент с карнизом. Смысловая программа росписей символизирует молитву перед Причащением «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго...».

Наиболее оригинально расписана западная стена, зеркальная иконостасу. Помимо иллюзорной архитектуры здесь интересен набор сюжетов, недвусмысленно намекавших на занятость местного населения в торговле. Центральной сценой является «Изгнание торгующих из храма», а вход в храм обрамляют помещенные в ниши фигуры Фарисея и Мытаря, а также уже практически утраченные сцены земной и загробной жизни нищего Лазаря».

На сводах четверика фрески не сохранились, но на фотографиях 1980-х гг. видны медальоны с изображениями Бога Саваофа и Ангельских сил. На западной стене размещались также композиции «Вход Господень в Иерусалим»,«Проклятие смоковницы» и др. На южной стене во втором ряду между оконными проемами – сцены Благовещения, Обрезания Господня и Бегства в Египет. В третьем ряду фрески сохранились весьма плохо. Между вторым и третьим световыми рядами в медальонах изображены евангелисты – на южной стене Матфей и Марк, на северной – Лука и Иоанн Богослов.

На северной стене помещены сцены Рождества Христова, Сретения Господня и Отрока Иисуса в Иерусалимском храме посреди старейшин и учителей. Третий ряд фресок здесь не сохранился.

Росписи апсиды воспроизводят традиционный сюжет страданий Христовых: Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды – изображение Новозаветной Троицы с ангелами. На каменной алтарной преграде со стороны алтаря справа от Царских врат изображены три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, слева – святители Святитель Николай Чудотворец, Варсонофий и Арсений Тверские.

Стены церковной паперти расписаны под мрамор; под колокольней также имеется роспись меньших художественных достоинств, которая потрескалась и осыпается.

В трапезной сохранилась одна изразцовая печь (вторая разобрана) и иконостасы обоих приделов.

В главном иконостасе все иконы были утрачены уже к 1983 г., кроме диаконских дверей, на которых были изображены Архидиакон Стефан и Архидиакон Лаврентий. К настоящему времени икон в храме не осталось.

С серьезными утратами живопись Преображенского храма сохранилась до наших дней и представляет значительный и весьма оригинальный памятник руссского искусства середины XIX века.

СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА
Преображенская церковь погоста Никола-Высока была закрыта властями в 1939 году, колокола с нее сняли еще в 1930 г. Часть утвари в 1962 году передали в храм соседнего села Чамерово. Здание использовалось под склад. По свидетельствам местных жителей, работники склада и райпо следили в те годы за сохранностью храма проводили косметические ремонты, чинили кровлю и заделывали трещины. Благодаря этому здание не превратилось в руину, а живопись главного храма, никогда не поновлявшаяся, хорошо сохранялась в течение всего советского времени. Росписи в трапезной были заново прописаны масляными красками в 1950-х гг.

Согласно свидетельствам, во второй половине ХХ в. интерьер храма неоднократно грабили заезжие мародеры, вырубившие из иконостаса иконы и выламывавшие резные детали.

В 1992 году храм вернули верующим, после чего здесь начались нерегулярные богослужения. Летом 1995 года в центральный купол ударила молния, и на четверике сгорела вся кровля. Через некоторое время осыпались фрески на сводах, а роспись трапезной потемнела от времени и сырости. Памятник стал приходить в аварийное состояние, с 2009 г. богослужения были прекращены. Весной 2014 г. частично, а в 2015–2016 гг. полностью обрушился иконостас, и Тверская область лишилась одного из лучших своих памятников этого жанра.

Произошло также обрушение центральной и одной из угловых главок с крестами.

В 1992 году Отдел архитектуры и градостроительства г. Твери производил обследование Преображенской церкви. Состояние памятника тогда описывалось так:

1) фундамент каменный, ленточный, имеет равномерную осадку, находится в удовлетворительном состоянии;

2) цоколь из красного кирпича;

3) наружные стены из красного кирпича имеют вертикальные и горизонтальные трещины, штукатурка осыпалась;

4) внутренние стены имеют трещины, штукатурка местами осыпалась;

5) купола и перекрытие имеют трещины в местах, где протекала кровля, штукатурка осыпалась, металлические закладные детали сводов проржавели, один купол снесён грозой (имеется в виду купол на северо - восточном углу четверика);

6) кровля железная, местами отсутствует, на карнизах поросла травой и кустарником, протекает;

7) полы дощатые по балкам, местами прогнулись и прогнили. Прочие сведения: печи отсутствуют, дымоход требует ремонта, оконные блоки частично сгнили, требуют замены. Ремонт здания не проводился.

Обследование памятника в ноябре 2020 года архитекторами-реставраторами А.В. Кузнецовым и Н.И. Смирновым показало, что состояние храма значительно ухудшилось.

Общее состояние памятника было расценено как неудовлетворительное. На углах трапезной и в местах примыкания разновременных объемов зафиксированы наклонные трещины, что заставояет предположить неисправность фундаментов. На кирпичных стенах видны зоны поражения грибком и высолы, эрозия кладки от ветра и мороза.

Кровля на четверике отсутствует, на трапезной – в неудовлетворительном состоянии.

На декоративных элементах фасадов имеются утраты штукатурного и красочного слоев, в целом состояние декора неудовлетворительное. В интерьере на сводах заметны очаги биопоражений. Состояние перекрытий неудовлетворительное.

Однако в стенах четверика трещин не наблюдается, их состояние удовлетворительное. Целостность металлических связей не нарушена.

Сохранились исторические заполнения дверных и оконных проемов, металлические решетки, фурнитура и старинные замковые механизмы.

Остатки иконостаса лежат в храме на полу; сени – надпрестольная в алтаре и над плащаницей у северной стены – в руинированном состоянии.

«По результатам визуального обследования, – отметили реставраторы, физический износ основного объема здания соответствует 50–60 %. В целом здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Необходимы срочные противоаварийные работы по устройству и ремонту кровельного покрытия, а также детальное обследование общего состояния всех конструкций здания с составлением актов технического заключения о несущей способности конструктивных элементов и декора по каждому участку».
МЕРЫ ПО СПАСЕНИЮ ПАМЯТНИКА
В 2016–2017 гг. активистами ВООПИК совместно с Центром «Сельская церковь» были организованы противоаварийные работы на храме. На собранные средства при поддержке Петра Шепина был разработан и согласован проект консервации четверика, расчищена территория вокруг храма, установлены леса, проведена вычинка и обмазка сводов, что замедлило их намокание.

Летом 2017 г. в храме был проведен субботник, было решено попытаться восстановить иконостас. Архитектором-ресторатором В.И. Якубени был составлен проект реставрации иконостаса, проведена разборка и фиксация рухнувших элементов.

Активист Ирина Трубецкая проводит необходимые архивные исследования в архивах Твери и Санкт-Петербурга.

В ноябре 2017 г. были начаты работы по консервации Преображенского храма. На четверике проведены работы по вычинке венчающего карниза. К лету 2018 г. были заделаны трещины в сводах четверика.

К сожалению, из-за недостатка средств работы были остановлены.

В 2020–2021 гг. по заказу проекта «Консервация» разработан новый проект противоаварийных работ, включающий устройство крыши четверика и ремонт крыши трапезной. Также разработан проект воссоздания утраченной центральной главки.

В 2021 году проект «Консервация» начал работы по консервации храма. Проводятся волонтерские субботники.

Новости церкви Спаса Преображения
Библиотека