Но еще более значительный интерес представляет собой уникальное внутреннее убранство Преображенской церкви. До обрушения весной 2016 года в храме сохранялся великолепный ампирный иконостас, а стенные росписи относят к лучшим достижениям религиозной живописи России XIX века.
Иконостас Преображенского храма был возведен ранее, чем появились росписи стен – в 1830-х гг. Само его появление в весьегонской глуши представляет собой загадку для будущих поколений искусствоведов. Он был устроен во всю высоту восточной стены. В центре иконостаса помещалась монументальная триумфальная арка Царских врат, над которой возвышался четырехколонный портик с треугольным фронтоном. Дуга арки была оформлена в виде заглубленной конхи с кессонированным сводом. ПО некоторым данным, до 1990-х гг. сохранялась резная сень престола храма.
Формы и стиль иконостаса задали тон всему декоративному убранству интерьеров храма, над которым работала в 1850-е годы артель местных художников. На западной стене была средствами живописи иллюзорно воспроизведена ампирна «конструкция» с ордерными членениями, ритмически подражающая композиции иконостаса. Так было создано стилевое единство обширного интерьера храмового помещения. Искусно нарисованные на стене колонны были раскрашены под мрамор.
В 2024 году удалось атрибутировать авторство стенных клеевых росписей в Николе-Высоке. В результате трехлетней работы наш друг и коллега Иван Крылов установил, что они были созданы артелью учеников Михаила Тыранова, весьегонскими живописцами Иваном и Андреем Смирновым. Подробнее об этом замечательном открытии можно прочитать в
статье.
Внутреннее убранство храма характеризуется редкостным композиционным и стилевым единством: отдельные изображения объединены рамочным каркасом из орнаментов и искусно изображенных архитектурных элементов, а также общим колоритом, сочетающим золотистый цвет орнаментов с бирюзовым цветом фонов.
Просторное пространство интерьера, включая своды, было сплошь покрыто настенной живописью. Иллюзорный архитектурный декор преодолевал плоскостное восприятие стен, заставляя специалистов вспоминать приемы украшения интерьеров роскошных церквей и дворцов стиля барокко. Исследователи отмечают, что «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы».
«Окна в три света, – пишет исследователь А. Чекмарев, – чередовались с живописными сценами на тему нравоучительных евангельских притчей и важных эпизодов христологического цикла. Изображения разделялись двумя широкими горизонтальными поясами, нижний из которых убедительно имитировал объемный выступающий антаблемент с карнизом. Смысловая программа росписей символизирует молитву перед Причащением «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго...».
Наиболее оригинально расписана западная стена, зеркальная иконостасу. Помимо иллюзорной архитектуры здесь интересен набор сюжетов, недвусмысленно намекавших на занятость местного населения в торговле. Центральной сценой является «Изгнание торгующих из храма», а вход в храм обрамляют помещенные в ниши фигуры Фарисея и Мытаря, а также уже практически утраченные сцены земной и загробной жизни нищего Лазаря».
На сводах четверика фрески не сохранились, но на фотографиях 1980-х гг. видны медальоны с изображениями Бога Саваофа и Ангельских сил. На западной стене размещались также композиции «Вход Господень в Иерусалим»,«Проклятие смоковницы» и др. На южной стене во втором ряду между оконными проемами – сцены Благовещения, Обрезания Господня и Бегства в Египет. В третьем ряду фрески сохранились весьма плохо. Между вторым и третьим световыми рядами в медальонах изображены евангелисты – на южной стене Матфей и Марк, на северной – Лука и Иоанн Богослов.
На северной стене помещены сцены Рождества Христова, Сретения Господня и Отрока Иисуса в Иерусалимском храме посреди старейшин и учителей. Третий ряд фресок здесь не сохранился.
Росписи апсиды воспроизводят традиционный сюжет страданий Христовых: Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды – изображение Новозаветной Троицы с ангелами. На каменной алтарной преграде со стороны алтаря справа от Царских врат изображены три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, слева – святители Святитель Николай Чудотворец, Варсонофий и Арсений Тверские.
Стены церковной паперти расписаны под мрамор; под колокольней также имеется роспись меньших художественных достоинств, которая потрескалась и осыпается.
В трапезной сохранилась одна изразцовая печь (вторая разобрана) и иконостасы обоих приделов.
В главном иконостасе все иконы были утрачены уже к 1983 г., кроме диаконских дверей, на которых были изображены Архидиакон Стефан и Архидиакон Лаврентий. К настоящему времени икон в храме не осталось.
С серьезными утратами живопись Преображенского храма сохранилась до наших дней и представляет значительный и весьма оригинальный памятник руссского искусства середины XIX века.