Никольская церковь в Рудневе является, несмотря на следование прообразам, весьма оригинальным памятником. Это крупный храм, в кладке стен и отделке фасадов которого обильно использован природный белый камень. Наложенные на ренессансную композицию многослойные каменные карнизы придают сооружению волнообразную динамику – явный признак стиля барокко.
Никольская церковь по традиции ориентирована по оси восток- запад, на которую последовательно «нанизаны» собственно храм, трапезная и колокольня. Первоначальный центрический храм являлся, по выражению исследователя И.В. Северцевой, «самодостаточной постройкой». В интерьере трапезной можно видеть сохранившийся западный портал храма. Многоярусная колокольня, с убывающими четвериками звона, также относится к более позднему этапу строительства. Таким образом, первоначальный архитектурный образ, который предусматривал компактность объема и возможность его обзора со всех сторон, оказался значительно изменен.
Никольская церковь села Руднево, по мнению И. Северцевой, «с одной стороны, обнаруживает традиционные для древнерусской архитектуры черты – ярусность, столпообразность, аппликативный характер декора, – а с другой, демонстрирует следующий этап развития стиля. И важнее всего здесь окажется пластика, комбинаторика объемов и служение впечатлению единства масс каждой декоративной детали. Архитектором избран метод сопоставления, поиска бесконечной рифмы между строгой, направленной прямой и изогнутой, полной центростремительной динамики линии».
Приведем характеристику архитектуры храма, данную исследователем:
«Волнообразное перетекание высокой стены нижнего яруса храма создает иллюзию движения, ритм которого по фасаду отмеряли проемы окон и дверей. Высота дверных проемов, устроенных в «лепестках», сориентированных по сторонам света, подчеркнута лучковыми фронтонами. Смежные апсиды прорезаны узкими вертикальными окнами в белокаменных наличниках с прямоугольными ушками, а их белокаменные прямоугольные подоконники переходят в многообломный фартук. Пропорциональное соотношение тяжелой массы стены и устроенных в ней тесных световых проемов создает впечатление обширного, упругого, силящегося вырваться из ограничения материала пространства, усилия которого сдерживают трехчетвертные колонны с квадратными многослойными капителями.
Колонны установлены на высоких белокаменных пьедесталах, во входящих углах октаконха, и они задают ту протяженную вертикаль, которую подхватят полуколонки второго яруса. Широкий, многоступенчатый венчающий карниз – декоративная доминанта постройки. Его белокаменная многообломная живописная фактура выступает за пределы общей архитектурной массы, расширяется кверху и прячет за собой перекрытия апсид.
Второй ярус церкви читается как ротонда, хотя представляет собой широкий шестнадцатигранник. Его прорезают восемь больших прямоугольных окон в белокаменных узких наличниках, украшениями которым служат лишь профилированные тяги. Световые проемы занимают всю отведенную им плоскость грани и чередуются с простенками, декорированными тонкими полуколонками посередине. Этот прием указывает на отношение к колонне не как к опорному элементу, но как к элементу венчающему. Подобное декоративное понимание ордерной системы характерно для русской архитектуры переходного периода, однако в данном контексте так обнаруживает себя стремление зодчего к утверждению слитности масс.
Объединение первого и второго ярусов подчеркнуто и выбором формы итогового элемента объемно-пространственной композиции – шестнадцатигранник, стремящийся к ротондальной форме, близок в поперечнике к несущему его основанию. Завершает постройку пологий лотковый свод, сложенный так, чтобы имитировать сферический купол. Венчает храм глухая главка».