нормативное наименование: Церковь Воскресения, 1668 г.
адрес: Костромская область, город Солигалич, улица Бульварная
охранный статус: объект культурного наследия федерального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: федеральная
пользователь: Костромская епархия Русской Православной Церкви
состояние: в 2023 году законсервирован по госпрограмме
адрес: Костромская область, город Солигалич, улица Бульварная
охранный статус: объект культурного наследия федерального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: федеральная
пользователь: Костромская епархия Русской Православной Церкви
состояние: в 2023 году законсервирован по госпрограмме
Живописный ансамбль древнего Воскресенского монастыря формируют Воскресенская и Богоявленская церкви - прекрасные образцы русского узорочья XVII века. Сама обитель «у Соли Галичской» была основана около 1335 г., что считается и датой основания города Солигалича.
Воскресенский собор с шатровой колокольней — главный храм монастырского ансамбля - первоначально был деревянным и перестроен в камне в 1663–1669 гг. В 1681 году была выстроена вторая монастырская церковь – Богоявленская.
Воскресенский собор с шатровой колокольней — главный храм монастырского ансамбля - первоначально был деревянным и перестроен в камне в 1663–1669 гг. В 1681 году была выстроена вторая монастырская церковь – Богоявленская.
Летний храм Воскресенской церкви. 07.1967г. Фото Ильи Гольберга.
В исторических документах сохранились имена возводивших их мастеров и жертвователей-меценатов. Воскресенский храм строил «подмастерье Соли ж Галицкой посадский человек Гаврило Антипьев сын Антоновский», а Богоявленскую церковь — его сын, «подмастерье посадский человек Давыд Гаврилов сын Антоновский». Деньги на строительство жертвовали «посадские люди» Иван и Федор Рыжовы, наборщик московского Печатного двора Егор Коробов и другие.
В 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен, а его храмы стали приходскими. В XVIII веке их главы переделали в барочном вкусе, а покрытия «по кокошникам» заменили более практичными четырехскатными.
В 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен, а его храмы стали приходскими. В XVIII веке их главы переделали в барочном вкусе, а покрытия «по кокошникам» заменили более практичными четырехскатными.
Архитектурные детали. Архиповы Маргарита и Владимир. 2014 г. Соборы.ру
Фасады Воскресенского собора завершают два ряда полукруглых кокошников, такие же, только меньшего размера, поставлены в основания барабанов пятиглавия. Стены храма разделяют лопатки: на окнах сохранились наличники с килевидным верхом.
Воскресенская и Богоявленская церкви схожи по композиции и решению фасадов с московскими храмами Николы в Пыжах, Троицы в Останкине, Георгия в Ендове и Николы на Берсеневке.
Несмотря на статус памятника федерального значения, монастырский комплекс долгое время находился в аварийном состоянии.
Воскресенская и Богоявленская церкви схожи по композиции и решению фасадов с московскими храмами Николы в Пыжах, Троицы в Останкине, Георгия в Ендове и Николы на Берсеневке.
Несмотря на статус памятника федерального значения, монастырский комплекс долгое время находился в аварийном состоянии.
По предложениям ВООПИК и благодаря содействию Костромской инспекции монастырь был включены в федеральную программу консервации. Оба храма были законсервированы в 2023 году.
Публикуем отрывок из книги Евгения Васильевич Кудряшова «Солигалич»
В архитектуре (Воскресенского) собора обращает на себя внимание прежде всего то, что здание имеет отнюдь не соборный облик, а очень схоже с рядовой посадской церковью так называемого трапезного тина. Объемная композиция здания «осевая», с расположением его составных частей – колокольни, паперти, трапезной и собственно храма — строго по продольной оси запад-восток. Нисколько не нарушают эту композицию разновеликие объемы двух придельных храмов, одновременные собору: северного – во имя Петра и Павла, южного – во имя пророка Ильи. Ноту асимметрии в данном случае привносила лишь та «палатка каменная», примыкавшая с севера к соборной паперти, которая упоминается в монастырской описи 1701 года. Но эта палатка не сохранилась.
Наличие у собора паперти с лестницей на колокольню и подцерковья вместо подклета сообщает зданию и черты некоторого сходства с местными «пошвенными» (рубившимися без подклета) деревянными клетскими церквями, в композицию которых как непременная часть входила с запада и паперть.
Фасадное убранство собора и, в частности, система его покрытия с пятиглавием также навеяны не монастырскими образцами, а демократическим духом массового посадского строительства XVII века. Так, два яруса декоративных закомар, выложенных один над другим «вперебежку» и отступающих к пятиглавому венчанию собора, живо воскрешают в памяти московские посадские храмы середины XVII века, убранные вверху пирамидой кокошников. Над четырехскатной кровлей собора компактной группой возвышаются глухие барабаны, выявляющие бесстолпную конструкцию храма. Барабаны оформлены уплощенными аркатурно-колончатыми поясками и мелкими кокошниками у пьедесталов. Традиционны и наличники окон собора, решенные в виде полуколонок, стянутых вверху валиковой тягой с килевидным подвышением. Монастырскую природу храма выдает лишь членение его фасадов на прясла при помощи лопаток, ставшее в то время, когда строился собор, архаизмом.
Необычайно привлекательна у собора его шатровая колокольня, которую, как сказано в монастырской описи 1701 года, «построил вкладчик наборщик Печатного двора Егор Кононов Коробов со вкладчиками разных чинов людьми». Выразительность ее силуэта в общем облике здания достигнута тем, что она отстоит гораздо дальше, чем обычно, от соборного четверика (через трапезную и паперть). У колокольни хорошо найдены пропорции и сдержанный архитектурный декор. Из шести колоколов, висевших на ней, один имел надпись на латинском языке: «Хвала Богу построил Ассверс Костер в Амстердаме в 1631 году». Колокола с подобной надписью в XVII веке имелись на церковных колокольнях и других городов, например, в Устюге Великом. Очевидно, эти колокола привозились в Россию из Голландии через Архангельск, где они распродавались прежде всего по северным городам.
Наличие у собора паперти с лестницей на колокольню и подцерковья вместо подклета сообщает зданию и черты некоторого сходства с местными «пошвенными» (рубившимися без подклета) деревянными клетскими церквями, в композицию которых как непременная часть входила с запада и паперть.
Фасадное убранство собора и, в частности, система его покрытия с пятиглавием также навеяны не монастырскими образцами, а демократическим духом массового посадского строительства XVII века. Так, два яруса декоративных закомар, выложенных один над другим «вперебежку» и отступающих к пятиглавому венчанию собора, живо воскрешают в памяти московские посадские храмы середины XVII века, убранные вверху пирамидой кокошников. Над четырехскатной кровлей собора компактной группой возвышаются глухие барабаны, выявляющие бесстолпную конструкцию храма. Барабаны оформлены уплощенными аркатурно-колончатыми поясками и мелкими кокошниками у пьедесталов. Традиционны и наличники окон собора, решенные в виде полуколонок, стянутых вверху валиковой тягой с килевидным подвышением. Монастырскую природу храма выдает лишь членение его фасадов на прясла при помощи лопаток, ставшее в то время, когда строился собор, архаизмом.
Необычайно привлекательна у собора его шатровая колокольня, которую, как сказано в монастырской описи 1701 года, «построил вкладчик наборщик Печатного двора Егор Кононов Коробов со вкладчиками разных чинов людьми». Выразительность ее силуэта в общем облике здания достигнута тем, что она отстоит гораздо дальше, чем обычно, от соборного четверика (через трапезную и паперть). У колокольни хорошо найдены пропорции и сдержанный архитектурный декор. Из шести колоколов, висевших на ней, один имел надпись на латинском языке: «Хвала Богу построил Ассверс Костер в Амстердаме в 1631 году». Колокола с подобной надписью в XVII веке имелись на церковных колокольнях и других городов, например, в Устюге Великом. Очевидно, эти колокола привозились в Россию из Голландии через Архангельск, где они распродавались прежде всего по северным городам.
Фото: Алексей Слезкин, Алексей Кротов, Архиповы Маргарита и Владимир, Людмила Василькова с сайта sobory.ru, Фото из журнала Зодчий 1916 г., Илья Гольберг, Марина Старыгина, Sovegan, Сергей Тихомиров.