нормативное наименование: Храмовый ансамбль «Церковь Рождества Христова, 1862-1885 и церковь Георгия, 1858 г.»
адрес: Тверская область, Весьегонский район, село Баскаки
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: бесхозяйный
пользователь: отсутствует
фото: Иван Крылов, Тихон Черныше
Успенская церковь в селе Баскаки известна с XVII века – тогда она еще была деревянной. Село в то время входило в состав Троице-Сергиевой лавры, а деревянные церкви привычно сменяли друг друга. В 1862 году на деньги прихожан началось строительство кирпичной церкви, которая сохранилась до наших дней.
Успенская церковь выполнена в духе позднего классицизма. Это храм с полуциркульной апсидой, обширной трапезной и динамичной по силуэту трехъярусной колокольней. Высокий четверик храма увенчан световой ротондой и небольшой главой.
Скромное оформленные фасады скрывают за своими стенами обширное пространство, которое украшает масляная настенная живопись (1880-е годы), выполненная в искусной академической манере на основе гравюр из Библии Вайгеля 1695 года. Среди ярких и светлых орнаментальных плетенок в центральном подкупольном пространстве на тромпах виднеются лики евангелистов, воспроизводящих иконы Казанского собора. Это неспроста, ведь художественная артель, работавшая на северо-востоке Тверской области, вдохновлялась работами художника В.Л. Боровиковского. Иконы для Казанского храма как раз были написаны известным в Петербурге и за его пределами живописцем.
Деревянная Геогриевская церковь сооружена в 1787 году и почти полностью перестроена в 1856 году по инициативе священника Д.М. Митропольского бежецким мещанином цеховым мастером Н.К. Первухиным. Изначально это был храм клетского типа с пятигранной апсидой и более обширной трапезной. На данный момент от деревянного храма сохранился лишь фундамент.
Состояние памятника
Успенский храм находится в тяжелом состоянии: своды трапезной храма уже обрушились, но в основном объеме все еще держатся росписи центрального свода и красочная композиция Рождества Христова на северной стене.
В 2021 году ряд волонтерских движений (Центр «Сельская церковь», ТРО ВООПИК, РСМ (г. Тверь), Проект «Консервация» и движение «Преображение») провели субботник на территории храма. Были произведена вырубка растительности вблизи и внутри здания, обследование памятника, составление перечня противоаварийных мероприятий.
В мае 2023 года проект «Консервация» организовал экспедиции по северо-востоку Тверской области вместе с реставраторами монументальной живописи и студентами. Одной из точек маршрута стало село Баскаки, где участники экспедиции осмотрели храмовые росписи и оценили их актуальное состояние.
Прикрепляем отрывок из книги «Памятники архитектуры Тверской области. Каталог» (книга 2):
Село Баскаки известно с XV в., когда оно принадлежало Троице-Сергиевой лавре. Писцовые книги XVII в. указывают на существование в селе деревянного храма. Несколько деревянных церквей сменяли друг друга, иногда их было по две одновременно. Строительство кирпичной церкви на средства прихожан было начато в 1862 г. по проекту, утвержденному Тверской строительной комиссией в 1849 г. В 1878 г. закончили и освятили трапезную с двумя приделами, в 1885 г. завершено строительство собственно храма.
Кирпичная оштукатуренная Успенская церковь типична для позднего классицизма. Трехчастная объемно-пространственная композиция здания состоит из одноглавого храма с полуциркульной апсидой, обширной трапезной и трехъярусной колокольни. Высокий четверик храма увенчан световой ротондой и небольшой главой. Трапезная значительно шире четверика. Динамичная по силуэту и пропорциям колокольня завершена граненым шпилем. Ее резкоубывающие по объему ярусы прорезаны арками.
Оформление фасадов скромно и характерно для сельских храмов позднего классицизма. Ведущие элементы декора - парные угловые пилястры, филенки, арочные окна, тяги простого профиля. Более насыщен декором четверик храма. Бесстолпное пространство храма перекрыто куполом. Переход от четверика к основанию барабана осуществлен при помощи конических тромпов. Алтарная часть перекрыта конхой, двухстолпная трапезная - системой коробовых сводов с распалубками. В храме и трапезной сохранилась масляная настенная живопись, выполненная в академической манере на высоком профессиональном уровне, а также каркасные иконостасы.