Объекты внимания

Алабузино. Храмовый комплекс

Храмовый комплекс Троицкой (1781, 1870-1873) и Смоленской (1808-1816) церквей. Храмовая живопись (1840-е, 1870-е, нач. XX)
Смоленская церковь
нормативное наименование: Смоленская Церковь, 1808-1816 гг.
адрес: Тверская область, Бежецкий муниципальный округ, с. Алабузино
охранный статус: объект культурного наследия федерального значения
предмет охраны: не утвержден
собственность: федеральная
пользователь: отсутствует
Троицкая церковь
нормативное наименование: Троицкая церковь, 1781 г.
адрес: Тверская область, Бежецкий муниципальный округ, с. Алабузино
охранный статус: объект культурного наследия регионального значения
предмет охраны: информация отсутствует
собственность: федеральная
пользователь: отсутствует
Алабузино – очень древнее село, расположенное в 8 километрах к северо-западу от Бежецка, на берегу озера Равленского – рукава реки Мологи. Весной река разливается и Равленское сливается с другим озером – Верестовым. На другом берегу озера от Алабузино виден погост Бежецы, отмеченный сейчас руиной храма - это первоначальное место города Бежецка, основанного беженцами (беглецами) из Новгорода Великого.

Основание села Алабузино тоже связывают с новгородцами, причем в старину оно называлось Новым Селом. Свое непривычное для русского уха название село получило позднее.

С древности в селе стояли три деревянных церкви, а к началу XIX века складывается каменный храмовый комплекс: друг напротив друга расположились два больших храма очень разных архитектурных стилей. Они как бы спорят между собой: Троицкий храм (1765 - 1781 гг.) в традиционных, но архаичных для своего времени формах древнерусской пятикупольной архитектуры контрастирует со Смоленским (1808 - 1816 гг.) в стиле классицизма, с его симметрией, строгими вертикальными членениями ионических пилястр и колонн. Примерно в одно время со строительством Смоленского к Троицкому храму пристраивается колокольня.

Строительство двух храмов имело и вполне практическое значение, так как население села постоянно росло и к 1914 году приход села и 22 окрестных деревень составлял почти 5 тысяч человек, вместить которых один храм никак не мог.

Оба храма были украшены росписями высокого художественного уровня. Уникальность ансамбля состоит в том, что он дает полное представление об архитектуре и живописи бежецких церквей в XVIII - XX вв. По мнению специалистов, клеевая роспись верхней Смоленской церкви и ее притвора это один из лучших примеров стенописи классицизма во всей Тверской области.

Авторство и точная датировка росписей была установлена совсем недавно (независимо И.В. Крыловым и П.С. Ивановым). Они были выполнены в 1841–1842 гг. артелью бежецкого живописца Михаила Васильевича Тыранова. Имя этого забытого мастера, ключевое для монументального искусства северо-востока Тверской области, только сейчас становится известным для широкого круга искусствоведов, историков, краеведов.
Состояние и меры по спасению памятников

С 2021 года храмовый комплекс в Алабузине, пришедший в крайне аварийное состояние, находится в сфере внимания нашего проекта.

Совместно с Центром «Сельская церковь» и молодежным движением «Преображение» мы проводили на храмах субботники.

По нашим предложениям Министерству культуры Смоленская церковь вошла в госпрограмму консервации 2023 года и на ноябрь 2023 года законсервирована. Работы проводила организация ООО “РСК «Рестальянс»

В госпрограмму консервации 2024 года из наших предложений включена уже Троицкая церковь. Так что мы надеемся, что в скором будущем будет законсервирован весь храмовый ансамбль.

В 2023 году мы приступили к сохранению уникальной живописи Смоленского храма. Храмовые росписи здесь практически полностью упали, и были сверху засыпаны слоями штукатурки, песка и пыли. Кроме того, осыпи росписей сильно повреждаются от неконтролируемого посещения храмов — их просто топчут ногами.

В мае 2023 года мы посетили объект вместе со студентами и преподавателями Академии С.Г. Строганова, реставраторами монументальной живописи первой категории — Александрой Гребенщиковой и Варварой Сергиеня, реставратором темперной живописи Натальей Федосовой. В рамках выезда мы собрали порядка 120 поддонов с осыпями, подписали их и классифицировали по квадратам и участкам, где собирались фрагменты. Тогда же студенты и преподаватели Академии Строганова начали первичное укрепление доступных фрагментов росписей на стенах — так называемую «обортовку» краев штукатурного слоя с живописью, чтобы предотвратить его дальнейшее осыпание.

В ноябре 2023 года мы снова отправились в Алабузино в сопровождении сотрудников МНРХУ, Третьяковской галереи, студентов Академии Строганова и ПСТГУ, чтобы продолжить начатые работы. На этот раз мы собрали 170 ящиков с осыпями. Часть фрагментов мы оставили на хранение в храме, а часть привезли в Москву для презентации на выставке «ПроРеставрацию».

Впереди еще много работы, связанной с организацией хранения, классификацией и атрибуцией спасенных фрагментов. Также мы прорабатываем вопрос реставрации фрагментов, сбора из них композиций и консервации сохранившихся элементов живописи на стенах храма.

Данная работа на бесхозяйном памятнике XIX века является уникальным опытом как для нас так и для специалистов, ранее подобные работы по сбору фрагментов росписей, их консервации и реставрации проводились лишь на древнерусских памятниках и в условиях музейной организации работ, как это происходит в Великом Новгороде.

Дополнительно публикуем материал исследователя и автора блога «Бежецкая старина» Ивана Крылова об алабузинских росписях.
Составители «Свода памятников…» Г.К. Смирнов и А.Л. Павлова отмечают, что клеевые росписи верхней Смоленской церкви села Алабузина – это один из лучших образцов стенописи классицизма во всей Тверской области. Трактовка сцен торжественна и празднична, они написаны в экспрессивной манере, с хорошо проработанными фонами. Выразительны ясно прорисованные орнаментальные фризы. Яркая мажорная цветовая гамма построена на глубоких сочных тонах с преобладанием красно-коричневого, розового и охристого цветов. На своде храма, отделенным тонким гризайльным карнизом с двойными кронштейнами, написана написана эффектная многофигурная композиция «Христос – Царь царем». Христос изображен среди клубящихся облаков, окруженный ангелами и группами славословящих святых[1].

Авторство и точная датировка росписей была установлена совсем недавно (независимо И.В. Крыловым и П.С. Ивановым). Они были выполнены в 1841–1842 гг. артелью «учителя рисовального искусства и цехового живописной работы мастера» из города Бежецка Михаила Васильевича Тыранова. Имя этого забытого мастера, ключевое для монументального искусства северо-востока Тверской области, только сейчас становится известным для широкого круга искусствоведов, историков, краеведов.

К моменту начала работ в Алабузино это был уже сложившийся мастер, известный далеко за пределами Бежецка. По заключенному с прихожанами контракту, М.В. Тыранов обязывался в «приходской Смоленския Божия Матери церкви в верхнем этаже на внутренних стенах алтаря настоящего храма и трапезы и паперти написать живопись алферсковою работою и из лучших первого сорта красок».

В контракте особо указывалось, что мастер должен выполнить росписи по образцу Воскресенского собора Бежецка (снесен в 1936 году), «точно такими же красками и искусством и отнюдь ни в чем не хуже и не ниже». Несомненно, алабузинские крестьяне, жившие фактически в пригороде Бежецка, часто бывали в главном храме города, расписанным Тырановым в 1838–1838 годах. За образец для многофигурных композиций в куполах были взять работы ярославских мастеров. М.В. Тыранов должен был «в куполах… написать Славы по образцу Ростовского Яковлевского монастыря, точно так как там написаны без отступки искусства и красок». Для копирования композиций мастер должен был съездить в Ростов Великий за свой счет: «и списать ему Тыранову оныя на свой кошт». Снаружи на четырех фронтонах были написаны «масляныя штуки» – живописные сюжеты масляными красками.

Помимо росписей М.В. Тырановым были написаны пять образов «живописной работы» (возможно, на холсте), четыре образа на деках (деки – деревянные плоские заготовки для иконописи, либо деревянная подложка готовой иконы) для алтаря, запрестольные крест и икона Божией Матери и витраж для среднего окна алтаря – «прозрачную картину по коленкору».

Под началом М.В. Тыранова работали многие живописцы из разных городов, сел и деревень, не только Тверской губернии. Внутри артели существовала определенная специализация: помимо мастеров, мастеровых и подмастерьев в текстах контрактов значатся «фигуристы» – мастера, писавшие фигуры и «уборщики» – художники-орнаменталисты. Для последнего вида работ М.В. Тырановым были наняты московский цеховой мастер Василий Леонтьев Корольков и дворовый человек госпожи Алесовой Александр Иевлев Щелыванов.

В нижнем храме сохранились фрагменты масляной живописи, выполненной в академической манере. Мне удалось установить, что первоначально нижний храм были расписан в 1858 году бежецким мещанином Михаилом Андреевичем Кудрявцевым. С 1840 года М.А. Кудрявцев, вольноотпущенный от помещика Козырева дворовый человек, работал у М.В. Тыранова подмастерьем, и, вероятно, участвовал в росписях верхнего храма. В 1850-е годы Кудрявцев был уже самостоятельным цеховым мастером, под началом которого работали молодые живописцы. По данным «Свода памятников…», масляная живопись датируется 1881 году. 1893 году она была обновлена бежецким мастером Яковом Васильевым.

Еще несколько десятилетий назад сохранность росписей Смоленского храма была очень хорошей. К сожалению, сейчас на сводах верхнего храма остались лишь немногие сильно поблекшие фрагменты. Остальные росписи погибли от плесени и воды. Лучше всего сохранилась живопись в притворе храма с сюжетами из Ветхого завета. Выполненные в теплых красных, розовых и темно-охристых тонах росписи выделяются на ярко-желтом фоне стен. Специалисты отмечают сложность и выразительность живописных сюжетов, мастерство исполнение оранаментов и скульптур в технике гризайль[2].

[1] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 2 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. М. 2006. С. 407.

[2] Там же. С. 408.
Использованы фотографии Анны Короб, Тихона Чернышова, Ивана Крылова

Тверская